СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства
РДС 11-201-95
Министерство строительства Российской Федерации
(Минстрой России)
Москва
1995
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработан Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России.
2. Утвержден постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 г. № 18-39.
СОДЕРЖАНИЕ
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения государственной экспертизы
проектов строительства
Дата введения 1995-07-01
Настоящая Инструкция устанавливает общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико-экономических обоснований (проектов), рабочих проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений* на территории Российской Федерации и предназначена для применения государственными органами, осуществляющими экспертизу проектов строительства, органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами - участниками инвестиционного процесса в строительстве.
________________
* технико-экономические обоснования (проекты), рабочие проекты на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются - проекты строительства.
2.1. Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально - экономической и природоохранной политики.
2.2. При проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящей Инструкцией, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность в строительстве.
2.3. Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.
2.4. Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.
2.5. В необходимых случаях субъекты Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти на основе положений настоящего документа могут разрабатывать и утверждать региональные и отраслевые нормативные документы с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства.
2.6. Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации устанавливается в отдельном нормативном документе.
Экспертиза обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений проводится применительно к порядку, установленному настоящей Инструкцией.
В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20.06.93 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства» и постановлением Госстроя России от 29.10.93 г. № 18-41 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации проектов строительства в Российской Федерации» проекты строительства предприятий, зданий и сооружений подлежат государственной экспертизе в следующем порядке:
3.1. Главгосэкспертиза России проводит экспертизу:
проектов строительства:
- объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, согласно перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации;
- объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;
- объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита;
- экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения разрабатываемых по планам бюджетных работ Минстроя России;
- потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с МЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.
3.2. Главгосэкспертиза России проводит комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим важное народно-хозяйственное, градостроительное и социальное значение.
3.3. Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за качеством проектов строительства, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов. По поручению руководства Минстроя России, а также в связи с обращениями заказчиков, проектных организаций, других участников инвестиционного процесса в строительстве Главгосэкспертиза России рассматривает разногласия по вопросам экспертизы проектной документации и подготавливает по ним соответствующие предложения.
3.4. Организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга проводят экспертизу:
проектов строительства:
- объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
- объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству (за исключением проектов строительства, подлежащих рассмотрению Главгосэкспертизой России).
3.5. Территориальные организации государственной вневедомственной экспертизы проводят комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливают сводное экспертное заключение с учетом требований заключений органов государственных экспертиз или с их участием, а также результатов рассмотрения местными архитектурными органами и общественного обсуждения по объектам, имеющим важное градостроительное и социальное значение для соответствующей территории.
3.6. Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами управления.
3.7. Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами Российской Федерации и Минстроем России и подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.
3.8. При проведении комплексной экспертизы проектов строительства несколькими экспертными органами предпочтительной формой ее организации является совместное рассмотрение проектной документации. Для проведения экспертизы проектной документации на строительство крупных и сложных объектов могут образовываться экспертные комиссии с участием всех заинтересованных экспертиз.
4.1. Проекты строительства представляются заказчиком а государственный экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в двух экземплярах вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы (если документация не рассматривается совместно).
4.2. По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства. По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и отдельных разделов, что определяется договором на проведение экспертизы.
4.3. Объем документации проектов строительства, подлежащих рассмотрению в порядке выборочного контроля, устанавливается экспертным органом. К представляемой документации прилагаются документы об утверждении проекта, заключение ранее рассматривавшего проект экспертного органа и справка о состоянии строительства (по строящимся объектам).
4.4. При необходимости экспертный орган по вопросам, относящимся к его компетенции, имеет право запросить у заказчика дополнительную информацию по рассматриваемому проекту строительства.
4.5. Комплектность представленных материалов, их соответствие требованиям действующих нормативных документов по составу проектной документации проверяется экспертным органом в 5-ти дневный срок с даты их получения.
При установлении некомплектности проектной документации экспертный орган уведомляет заказчика о необходимости представления недостающих материалов. В этом случае экспертным органом может быть также принято решение об отклонении от рассмотрения проекта строительства до его укомплектования.
4.6. При повторной экспертизе представляются:
пояснительная записка к доработанному по замечаниям экспертного органа проекту строительства с уточненными технико-экономическими показателями;
проектная документация, в которую внесены изменения и дополнения по результатам предыдущего рассмотрения.
При экспертизе проектов строительства проверяется: соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;
_________________________
* основные вопросы уточняются в зависимости от отраслевой специфики, особых условий и видов строительства
наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора;
хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функционирования запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природных и иных ресурсов;
выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и др. факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы);
обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта, исходя из принятых проектных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или представляемых услугах;
достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающий природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрывопожарной и пожарной безопасности;
соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям;
достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения;
оценка технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприятия (производства), его материало- и энергоемкости;
обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем, выбор основного технологического оборудования;
достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;
оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению, возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергоресурсов;
наличие безотходного (малоотходного) производства на базе полного и комплексного использования сырья и отходов;
обоснованность и надежность строительных решений (особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях);
оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;
обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений, исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим. Эффективность использования площадей и объемов зданий; обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;
оценка проектных решений по организации строительства;
достоверность определения стоимости строительства;
оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации.
6.1. По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в целом с учетом заключений государственных экспертиз, принимавших участие в рассмотрении проекта.
Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов производственного назначения приведены в приложении "А", а объектов жилищно-гражданского и общественного назначения - в приложении "Б".
6.2. Экспертное заключение должно содержать:
краткую характеристику исходных данных, условий строительства и основных проектных решений, а также технико-экономические показатели проекта строительства;
конкретные замечания и предложения по принятым проектный решениям, изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы, ожидаемый эффект от их реализации (с количественной оценкой);
общие выводы о целесообразности инвестиций в строительство с учетом экономической эффективности, экологической безопасности, эксплуатационной надежности, конкурентоспособности продукции и социальной значимости объекта;
рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последующем проектировании:
рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-экономических показателей) или отклонении проекта.
По утвержденным проектам, рассматриваемым в порядке выборочного контроля, делается вывод об одобрении или необходимости доработки документации (по объектам, находящимся в стадии строительства, указываются виды работ, которые могут выполняться до доработки проектной документации).
6.3. При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или создать иные аварийные ситуации экспертным органом вносится предложение о применении в установленном порядке к организациям-разработчикам проектной документации штрафных санкций или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лицензий.
6.4. Заключение утверждается руководителем экспертного органа и направляется заказчику или в утверждающую проект, инстанцию.
6.5. При проведении совместной экспертизы заключение утверждается руководством экспертных органов, участвующих в рассмотрении проекта строительства.
В конкретных экспертных органах может быть принят и иной порядок оформления экспертного заключения, однако в любом случае подпись руководителя экспертного органа, утверждающего выводы экспертизы, является обязательной.
7.1. Сроки проведения комплексной государственной экспертизы проектов строительства принимаются в зависимости от трудоемкости экспертизы и, как правило, не должны превышать 45 дней.
В отдельных случаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных объектов, указанный срок может быть увеличен по решению руководства экспертного органа.
7.2. Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее заключениям документации не должны превышать 30 дней.
7.3. Сроки проведения экспертизы проектов строительства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов, заемных и привлеченных средств инвесторов, устанавливаются договором.
7.4. Продолжительность подготовки заключений по отдельным разделам и вопросам не должна, как правило, превышать 50 процентов продолжительности комплексной экспертизы проекта строительства .
7.5. Сроком начала экспертизы является дата утверждения руководством экспертного органа плана ее проведения (или подписания договора на экспертизу), а окончания экспертизы - дата отправки заключения заказчику или утверждающей проект инстанции.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ по составу и содержанию
экспертного заключения ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (наименование объекта и его месторасположение) 1. Заказчик_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 2. Инвестор, источники финансирования______________________________________ _______________________________________________________________________________________ 3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы___________________ _________________________________________________________________________ 4. Подрядная строительная организация (если она определена)___________________ _________________________________________________________________________ 5. Основание для разработки: - задание на проектирование; - задание на проектирование; -
государственные целевые программы, отраслевые схемы развития, 6. Основные данные и принятые решения*. * по проекту строительства, возвращаемому на доработку излагаются в минимально 6.1. Хозяйственная необходимость и целесообразность строительства: обеспечение перспективной
потребности в данном виде продукции в
результате 6.2. Характеристика участка строительства: - варианты
размещения объекта, результаты сравнительного
анализа и - краткое описание района,
пункта, рекомендуемой для строительства площадки, - сведения о согласовании с местными органами государственного управления 6.3. Годовая мощность и номенклатура продукции: - объем производимой продукции (мощность); - основная номенклатура продукции и ее характеристики; - наличие
материальных, сырьевых и др. видов ресурсов
(основные виды
сырья, 6.4. Основные технологические решения: - общая характеристика
технологических процессов, основного технологического 6.5. Организация производства и управления: - производственно-технологическая структура и состав предприятия; - мощность основных производств и цехов: - решения по вспомогательным
объектам, ремонтному, складскому, энергетическому - структура управления, режим работы предприятия; - общая
численность работающих,
обеспечение производства и строительства 6.6. Генплан, транспорт: - основные решения и показатели генерального плана; - схемы грузопотоков, решения по внутриплощадочному транспорту. 6.7. Основные строительные решения: - краткая
характеристика объемно-планировочных и конструктивных решений - решения по фундаментам; - обеспечение прочности и устойчивости зданий и сооружений; - теплозащита ограждающих конструкций. 6.8. Инженерное обеспечение: - источники
обеспечения топливом, электрической и тепловой энергией, водой для - оснащение
инженерных систем приборами контроля, учета и регулирования - использование вторичных
энергетических и сырьевых ресурсов (тепло попутных 6.9. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (Г.О.): характеристика
инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, 6.10. Охрана окружающей среды: - общая экологическая характеристика района; - воздействие строительства и эксплуатации объекта на окружающую среду; - мероприятия
по охране
окружающей среды и рациональному использованию - решения по
обеспечению технической безопасности, предупреждению 6.11. Организация строительства: - объемы основных строительно-монтажных работ; - потребность в строительных материалах, механизмах и транспортных средствах; - трудоемкость и сроки строительства объекта; - очередность строительства, пусковые комплексы. 6.12. Стоимость строительства и экономическая эффективность инвестиций: - стоимость строительства; - эффективность инвестиций, сопоставление основных 7. Замечания и предложения по принятым решениям и результаты экспертизы: - соответствие заданию на проектирование, обоснованию инвестиций - оценка состава и
комплектности представленных материалов,
полноты и качества - оценка качества всех разделов проектной документации, изложенных в п.6; - соответствие
рассмотренной документации новым требованиям по - предложения по повышению
экономической эффективности, эксплуатационной 8. Выводы. Общие выводы о
целесообразности строительства
объекта и условиях его С учетом
оценки качества проекта строительства в целом и внесенных
в процессе
|
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ по составу и содержанию
экспертного заключения ___________________________________________________________________________ (наименование объекта и его месторасположение) 1. Заказчик_________________________________________________________________ 2. Инвестор, источники финансирования________________________________________ 3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы_____________________ 4. Подрядная строительная организация (если она определена)_____________________ ___________________________________________________________________________ 5. Основание для разработки: - задание на проектирование; - государственные программы, проекты
застройки микрорайонов, 6. Основные данные и принятые решения*. 6.1. Хозяйственная необходимость и целесообразность строительства: - назначение объекта, ожидаемый в результате строительства социальный эффект; - мощность (вместимость) и функциональная структура объекта. 6.2. Характеристика участка строительства: - краткая
характеристика рекомендуемого для строительства участка ________________ * по проекту строительства, возвращаемому на доработку
излагаются в минимально необходимом - варианты размещения объекта, результаты сравнительного анализа (при
отсутствии 6.3. Решения генплана объекта: - зонирование территории, организация пешеходных и транспортных
потоков, размещение
зданий и их взаимосвязь на площадке, - инженерная
подготовка территории, ее благоустройство и озеленение, - основные показатели по генплану. 6.4. Объемно-пространственные,
архитектурно-планировочные и конструктивные - варианты
градостроительного и
объемно-планировочного решений, их - этажность, общая площадь, строительный объем; - краткая
характеристика конструктивных решений теплозащиты ограждающих - решения по фундаментам; - обеспечение прочности и устойчивости зданий и сооружений; - соответствие
архитектурно-планировочных решений уровню комфортности и - выразительность по фасадам; - применяемые отделочные материалы; - решения по
интерьерам, естественному освещению помещений и коридоров, 6.5. Технологические решения: - состав и площади запроектированных помещений и служб; - общая характеристика
основного технологического оборудования, систем - мероприятия
по соблюдению нормативных и технических
требований 6.6. Инженерное обеспечение: - отопление,
вентиляция, водоснабжение, водоотведение,
электроснабжение, 6.7. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (Г.О.): характеристики инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, 6.8. Охрана окружающей среды: - общая характеристика экологической ситуации на площадке строительства; - решение вопросов очистки, уничтожения
и утилизации образующихся выбросов - мероприятия по защите от шума,
электромагнитных излучений, радиационного 6.9. Противопожарная безопасность: решения
по пожарной безопасности и обеспечению надежности эвакуации
людей в 6.10. Организация строительства: - объемы основных строительно-монтажных работ; - потребность в строительных материалах, механизмах и транспортных средствах; - трудоемкость и сроки строительства объекта; - очередность строительства, пусковые комплексы. 6.11. Стоимость строительства. 7. Замечании и предложения по принятым решениям и результатам экспертизы: - соответствие заданию на проектирование,
государственным программам, - оценка состава
и комплектности представленных материалов, полноты и качества - оценка качества всех разделов проектной документации, изложенных в п. 6; - соответствие рассмотренной документации новым требованиям по - предложения по повышению экономической эффективности, эксплуатационной надежности,
уровня комфортности за счет совершенствования технических решений 8. Выводы. Общие выводы о целесообразности строительства объекта и условиях его реализации. С учетом оценки качества проекта строительства в целом и внесенных в процессе |