Государственный комитет совета министров СССР по делам строительства
(Госстрой СССР)
НОРМЫ
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ
ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
СН 467-74
Утверждены
Постановлением Государственного
комитета
Совета Министров СССР по делам строительства
от 19 декабря 1974 г. № 248
Москва
Стройиздат
1976
Нормы отвода земель для автомобильных дорог разработаны институтом «Союздорпроект» Минтрансстроя с участием Гипродорнии Минавтодора РСФСР и Гипролестранса Минлеспрома СССР.
Редакторы - инженеры И.Д. Демин (Госстрой СССР), Е.В. Калечиц (Союздорпроект Минтрансстроя).
Государственный комитет |
Строительные нормы |
СН 467-74 |
Нормы отвода земель |
1. Настоящие нормы устанавливают ширину полос отвода земель для вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общей сети, а также подъездных дорог промышленных, сельскохозяйственных и лесозаготовительных предприятий.
Примечания. 1. Полосы и участки земель для размещения автомобильных дорог необходимы для бессрочного (постоянного) пользования; полосы и участки земель для размещения временных сооружений на период строительства дорог - для временного краткосрочного пользования.
2. Полосы земель для автомобильных дорог следует отводить участками в соответствии с очередностью строительства, предусмотренной проектом.
Внесены |
Утверждены Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства 19 декабря 1974 г. № 248 |
Срок введения в действие 1 июля 1975 г |
2. При выборе, отводе и использовании земель для автомобильных дорог должны соблюдаться Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основные положения по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, утвержденные ГКНТ СССР, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР 30 июня 1971 года, и другие соответствующие нормативные акты.
3. Ширину полос и размеры участков земель, отводимых для автомобильных дорог в бессрочное (постоянное) пользование, в зависимости от категории дорог, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия или отсутствия боковых резервов, принятых в проекте заложений откосов насыпей и выемок, и других условий устанавливают:
для автомобильных дорог, располагаемых в насыпях, по табл. 1 - 7;
для автомобильных дорог, располагаемых в выемках, по табл. 8 - 14;
для автомобильных дорог, располагаемых в раскрытых выемках, по табл. 15.
Высота насыпи, м |
Ширина полос земель для автомобильных дорог I категории с восьмиполосным движением, м |
|||||||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % |
на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше |
|||||||||
С заложением откосов земляного полотна |
||||||||||
постоянным |
переменной крутизны |
постоянным |
переменной крутизны |
|||||||
1:4 |
1:3 |
1:2 |
1:1,75 и 1:2 |
1: 1,5 и 1:1,75 |
1:4 |
1:3 |
1:2 |
1:1.5 и 1:2 |
1:1,5 и 1:1,75 |
|
1 |
61 81 |
58 76 |
54 72 |
54 72 |
53 71 |
81 91 |
72 79 |
66 73 |
64 71 |
63 70 |
1.5 |
65 115 |
61 109 |
56 101 |
55 100 |
54 98 |
83 101 |
73 90 |
66 82 |
65 81 |
63 79 |
2 |
61 155 |
57 144 |
53 134 |
52 131 |
51 127 |
86 105 |
74 99 |
66 91 |
65 90 |
63 88 |
3 |
- |
- |
57 |
55 |
54 |
- |
- |
69 |
66 |
63 |
4 |
- |
- |
61 |
59 |
57 |
- |
- |
73 |
70 |
66 |
5 |
- |
- |
65 |
62 |
60 |
- |
- |
77 |
73 |
69 |
6 |
- |
- |
69 |
66 |
63 |
- |
- |
81 |
77 |
72 |
7 |
- |
- |
73 |
70 |
66 |
- |
- |
85 |
81 |
76 |
8 |
- |
- |
77 |
74 |
70 |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
- |
- |
81 |
78 |
73 |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
85 |
82 |
77 |
- |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
89 |
86 |
80 |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
93 |
90 |
84 |
- |
- |
- |
- |
- |
Таблица 2
Высота насыпи, м |
Ширина полос земель для автомобильных дорог I категории с шестиполосным движением, м |
|||||||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % |
на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше |
|||||||||
С заложением откосов земляного полотна |
||||||||||
постоянным |
переменной крутизны |
постоянным |
переменной крутизны |
|||||||
1:4 |
1:3 |
1:2 |
1:1,75 и 1:2 |
1:1,5 и 1:1,75 |
1:4 |
1:3 |
1:2 |
1:1.5 и 1:2 |
1:1,5 и 1:1,75 |
|
1 |
52 69 |
50 66 |
47 62 |
46 61 |
45 60 |
70 80 |
62 70 |
57 63 |
55 60 |
54 59 |
1.5 |
56 101 |
53 95 |
49 89 |
48 85 |
47 84 |
72 90 |
64 80 |
57 70 |
56 69 |
54 67 |
2 |
53 135 |
49 125 |
45 114 |
44 111 |
43 109 |
74 100 |
65 90 |
57 80 |
57 78 |
55 76 |
3 |
- |
- |
49 |
48 |
46 |
- |
- |
61 |
56 |
56 |
4 |
- |
- |
53 |
51 |
49 |
- |
- |
65 |
60 |
58 |
5 |
- |
- |
57 |
54 |
52 |
- |
- |
69 |
64 |
61 |
6 |
- |
- |
61 |
58 |
55 |
- |
- |
73 |
68 |
64 |
7 |
- |
- |
65 |
62 |
58 |
- |
- |
77 |
72 |
68 |
8 |
- |
- |
69 |
66 |
62 |
- |
- |
81 |
76 |
71 |
9 |
- |
- |
73 |
70 |
66 |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
77 |
74 |
69 |
- |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
81 |
78 |
72 |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
85 |
82 |
76 |
- |
- |
- |
- |
- |
Таблица 3
Высота насыпи, м |
Ширина полос земель для автомобильных дорог I категории с четырехполосным движением, м |
|||||||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % |
на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше |
|||||||||
С заложением откосов земляного полотна |
||||||||||
постоянным |
переменной крутизны |
постоянным |
переменной крутизны |
|||||||
1:4 |
1:3 |
1:2 |
1:1,75 и 1:2 |
1:1,5 и 1:1,75 |
1:4 |
1:3 |
1:2 |
1:1.5 и 1:2 |
1:1,5 и 1:1,75 |
|
1 |
46 58 |
43 55 |
39 51 |
32 50 |
38 49 |
59 68 |
54 62 |
48 54 |
46 52 |
45 50 |
1.5 |
50 86 |
46 80 |
41 73 |
40 70 |
39 69 |
61 77 |
55 70 |
48 62 |
47 60 |
46 58 |
2 |
46 116 |
42 106 |
38 95 |
37 92 |
36 90 |
65 89 |
57 79 |
51 72 |
49 69 |
49 67 |
3 |
- |
- |
42 |
40 |
39 |
- |
- |
51 |
50 |
47 |
4 |
- |
- |
46 |
44 |
42 |
- |
- |
55 |
53 |
50 |
5 |
- |
- |
50 |
47 |
45 |
- |
- |
59 |
57 |
54 |
6 |
- |
- |
54 |
51 |
48 |
- |
- |
63 |
61 |
57 |
7 |
- |
- |
58 |
55 |
52 |
- |
- |
67 |
65 |
61 |
8 |
- |
- |
62 |
59 |
55 |
- |
- |
71 |
69 |
64 |
9 |
- |
- |
66 |
63 |
59 |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
70 |
67 |
62 |
- |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
74 |
71 |
65 |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
78 |
75 |
69 |
- |
- |
- |
- |
- |
Таблица 4
Высота насыпи, м |
Ширина полос земель для автомобильных дорог II категории с двухполосным движением, м |
|||||||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % |
на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше |
|||||||||
С заложением откосов земляного полотна |
||||||||||
постоянным |
переменной крутизны |
постоянным |
переменной крутизны |
|||||||
1:4 |
1:3 |
1:2 |
1:1,75 и 1:2 |
1:1,5 и 1:1,75 |
1:4 |
1:3 |
1:2 |
1:1.5 и 1:2 |
1:1,5 и 1:1,75 |
|
1 |
34 43 |
30 37 |
27 33 |
26 32 |
25 31 |
42 52 |
36 41 |
33 38 |
33 38 |
32 37 |
1.5 |
38 61 |
33 54 |
29 47 |
28 45 |
27 44 |
46 59 |
37 47 |
35 43 |
35 43 |
33 41 |
2 |
33 75 |
29 67 |
25 59 |
24 56 |
23 54 |
51 70 |
39 57 |
38 52 |
36 50 |
35 49 |
3 |
- |
- |
29 |
28 |
26 |
- |
- |
38 |
36 |
34 |
4 |
- |
- |
33 |
31 |
29 |
- |
- |
42 |
40 |
37 |
5 |
- |
- |
37 |
35 |
32 |
- |
- |
46 |
44 |
40 |
6 |
- |
- |
41 |
38 |
35 |
- |
- |
52 |
48 |
44 |
7 |
- |
- |
45 |
42 |
39 |
- |
- |
54 |
52 |
47 |
8 |
- |
- |
49 |
46 |
42 |
- |
- |
58 |
56 |
51 |
9 |
- |
- |
53 |
50 |
46 |
- |
- |
62 |
60 |
54 |
10 |
- |
- |
57 |
54 |
49 |
- |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
61 |
58 |
53 |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
65 |
62 |
56 |
- |
- |
- |
- |
- |
Таблица 5
Высота насыпи, м |
Ширина полос земель для автомобильных дорог III категории с двухполосным движением, м |
|||||||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % |
на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше |
|||||||||
С заложением откосов земляного полотна |
||||||||||
постоянным |
переменной крутизны |
постоянным |
переменной крутизны |
|||||||
1:4 |
1:3 |
1:2 |
1:1,75 и 1:2 |
1: 1,5 и 1:1,75 |
1:4 |
1:3 |
1:2 |
1:1.5 и 1:2 |
1:1,5 и 1:1,75 |
|
1 |
31 40 |
27 35 |
24 31 |
23 29 |
22 26 |
39 42 |
33 38 |
30 34 |
29 33 |
28 33 |
1.5 |
35 57 |
30 50 |
26 43 |
24 40 |
24 39 |
43 53 |
36 45 |
32 41 |
31 39 |
30 38 |
2 |
30 70 |
26 64 |
22 58 |
21 54 |
20 51 |
48 63 |
36 50 |
34 46 |
33 45 |
31 43 |
3 |
- |
- |
26 |
25 |
23 |
- |
- |
35 |
33 |
32 |
4 |
- |
- |
30 |
28 |
26 |
- |
- |
39 |
37 |
35 |
5 |
- |
- |
34 |
32 |
29 |
- |
- |
43 |
41 |
38 |
6 |
- |
- |
38 |
35 |
32 |
- |
- |
47 |
45 |
41 |
7 |
- |
- |
42 |
39 |
36 |
- |
- |
52 |
49 |
45 |
8 |
- |
- |
46 |
43 |
39 |
- |
- |
56 |
53 |
48 |
9 |
- |
- |
50 |
47 |
43 |
- |
- |
60 |
56 |
52 |
10 |
- |
- |
54 |
51 |
47 |
- |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
- |
58 |
55 |
50 |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
62 |
59 |
53 |
- |
- |
- |
- |
- |
Таблица 6
Высота насыпи, м |
Ширина полос земель для автомобильных дорог IV категории с двухполосным, движением. |
|||||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % |
на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше |
|||||||
С заложением откосов земляного полотна |
||||||||
постоянным |
переменной крутизны |
постоянным |
переменной крутизны |
|||||
1:3 |
1:2 |
1:1,75 и 1:2 |
1: 1,5 и 1:1,75 |
1:3 |
1:2 |
1:1.75 и 1:2 |
1:1,5 и 1:1,75 |
|
1 |
25 33 |
22 29 |
21 28 |
20 27 |
30 36 |
29 34 |
29 34 |
28 33 |
1.5 |
28 48 |
24 41 |
23 39 |
22 37 |
33 44 |
31 42 |
30 39 |
29 37 |
2 |
24 60 |
20 54 |
19 51 |
18 48 |
37 51 |
33 46 |
32 44 |
30 49 |
3 |
- |
24 |
23 |
21 |
- |
35 |
33 |
30 |
4 |
- |
28 |
26 |
24 |
- |
39 |
37 |
34 |
5 |
- |
32 |
30 |
27 |
- |
43 |
41 |
37 |
6 |
- |
36 |
34 |
31 |
- |
47 |
45 |
41 |
7 |
- |
40 |
38 |
34 |
- |
49 |
48 |
45 |
8 |
- |
44 |
42 |
38 |
- |
53 |
51 |
47 |
9 |
- |
48 |
46 |
41 |
- |
57 |
54 |
49 |
10 |
- |
52 |
50 |
45 |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
56 |
53 |
48 |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
60 |
57 |
51 |
- |
- |
- |
- |
Высота насыпи, м |
Ширина полос земель для автомобильных дорог V категории с однополосным движением, м |
|||||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % |
на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше |
|||||||
С заложением откосов земляного полотна |
||||||||
постоянным |
переменной крутизны |
постоянным |
переменной крутизны |
|||||
1:3 |
1:2 |
1:1,75 и 1:2 |
1: 1,5 и 1:1,75 |
1:3 |
1:2 |
1:1.75 и 1:2 |
1:1,5 и 1:1,75 |
|
1 |
23 32 |
21 28 |
19 26 |
18 25 |
18 34 |
27 32 |
27 32 |
26 30 |
1.5 |
26 46 |
22 39 |
21 36 |
20 34 |
31 48 |
28 38 |
28 37 |
26 35 |
2 |
22 57 |
18 51 |
17 48 |
16 45 |
35 50 |
29 43 |
28 41 |
27 39 |
3 |
- |
22 |
20 |
19 |
- |
33 |
30 |
29 |
4 |
- |
26 |
24 |
22 |
- |
37 |
34 |
31 |
5 |
- |
30 |
27 |
25 |
- |
41 |
38 |
35 |
6 |
- |
34 |
31 |
28 |
- |
45 |
42 |
38 |
7 |
- |
38 |
35 |
32 |
- |
48 |
45 |
42 |
8 |
- |
42 |
39 |
35 |
- |
52 |
48 |
45 |
9 |
- |
46 |
43 |
39 |
- |
56 |
52 |
48 |
10 |
- |
50 |
47 |
42 |
- |
- |
- |
- |
11 |
- |
54 |
51 |
46 |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
58 |
55 |
49 |
- |
- |
- |
- |
Глубина выемки, м |
Ширина полос земель для автомобильных дорог I категории с восьмиполосным движением, м |
|||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % |
на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше |
|||||
С заложением откосов земляного полотна |
||||||
1:2 |
1:1,75 |
1: 1,5 |
1:2 |
1:1.75 |
1:1,5 |
|
1 |
57 |
56 |
55 |
73 |
71 |
70 |
2 |
61 |
59 |
58 |
73 |
71 |
70 |
3 |
65 |
63 |
61 |
75 |
75 |
72 |
4 |
69 |
67 |
64 |
80 |
78 |
75 |
5 |
73 |
70 |
67 |
85 |
82 |
78 |
6 |
77 |
74 |
70 |
90 |
86 |
81 |
7 |
81 |
78 |
73 |
- |
- |
84 |
8 |
85 |
81 |
76 |
- |
- |
- |
9 |
89 |
84 |
79 |
- |
- |
- |
10 |
93 |
87 |
82 |
- |
- |
- |
11 |
97 |
91 |
85 |
- |
- |
- |
12 |
101 |
94 |
88 |
- |
- |
- |
Таблица 9
Глубина выемки, м |
Ширина полос земель для автомобильных дорог I категории с шестиполосным движением, м |
|||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % |
на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше |
|||||
С заложением откосов земляного полотна |
||||||
1:2 |
1:1,75 |
1:1,5 |
1:2 |
1:1.75 |
1:1,5 |
|
1 |
49 |
48 |
47 |
60 |
59 |
57 |
2 |
53 |
52 |
50 |
65 |
63 |
61 |
3 |
58 |
56 |
53 |
69 |
66 |
64 |
4 |
62 |
59 |
56 |
74 |
70 |
67 |
5 |
66 |
62 |
59 |
78 |
73 |
70 |
6 |
70 |
66 |
63 |
83 |
77 |
73 |
7 |
74 |
70 |
66 |
- |
81 |
77 |
8 |
78 |
73 |
69 |
- |
- |
- |
9 |
83 |
77 |
72 |
- |
- |
- |
10 |
87 |
80 |
75 |
- |
- |
- |
11 |
91 |
83 |
78 |
- |
- |
- |
12 |
95 |
87 |
81 |
- |
- |
- |
Таблица 10
Глубина выемки, м |
Ширина полос земель для автомобильных дорог I категории с четырехполосным движением, м |
|||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % |
на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше |
|||||
С заложением откосов земляного полотна |
||||||
1:2 |
1:1,75 |
1: 1,5 |
1:2 |
1:1.75 |
1:1,5 |
|
1 |
42 |
41 |
40 |
51 |
50 |
43 |
2 |
46 |
44 |
43 |
55 |
54 |
52 |
3 |
50 |
48 |
46 |
60 |
57 |
55 |
4 |
54 |
52 |
49 |
64 |
61 |
58 |
5 |
58 |
56 |
52 |
68 |
64 |
61 |
6 |
62 |
59 |
55 |
72 |
68 |
64 |
7 |
66 |
62 |
58 |
76 |
72 |
67 |
8 |
70 |
66 |
61 |
- |
- |
- |
9 |
74 |
69 |
64 |
- |
- |
- |
10 |
78 |
73 |
67 |
- |
- |
- |
11 |
82 |
76 |
70 |
- |
- |
- |
12 |
86 |
79 |
73 |
- |
- |
- |
Таблица 11
Глубина выемки, м |
Ширина полос земель для автомобильных дорог II категории с двухполосным движением, м |
|||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % |
на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше |
|||||
С заложением откосов земляного полотна |
||||||
1:2 |
1:1,75 |
1: 1,5 |
1:2 |
1:1.75 |
1:1,5 |
|
1 |
29 |
28 |
27 |
39 |
38 |
37 |
2 |
33 |
32 |
30 |
43 |
42 |
40 |
3 |
37 |
35 |
33 |
47 |
45 |
43 |
4 |
41 |
39 |
36 |
51 |
49 |
46 |
5 |
45 |
42 |
39 |
55 |
52 |
49 |
6 |
49 |
46 |
42 |
59 |
56 |
52 |
7 |
53 |
49 |
45 |
63 |
59 |
55 |
8 |
57 |
53 |
48 |
67 |
63 |
58 |
9 |
61 |
56 |
51 |
- |
66 |
61 |
10 |
65 |
60 |
54 |
- |
- |
- |
11 |
69 |
63 |
57 |
- |
- |
- |
12 |
73 |
67 |
60 |
- |
- |
- |
Таблица 12
Глубина выемки, м |
Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением. |
|||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % |
на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше |
|||||
С заложением откосов земляного полотна |
||||||
1:2 |
1:1,75 |
1: 1,5 |
1:2 |
1:1.75 |
1:1,5 |
|
1 |
26 |
25 |
24 |
35 |
34 |
33 |
2 |
30 |
29 |
27 |
39 |
38 |
36 |
3 |
34 |
32 |
30 |
43 |
41 |
39 |
4 |
38 |
36 |
33 |
47 |
45 |
42 |
5 |
42 |
39 |
36 |
51 |
48 |
45 |
6 |
46 |
43 |
39 |
55 |
52 |
48 |
7 |
50 |
46 |
42 |
59 |
55 |
51 |
8 |
54 |
50 |
45 |
- |
59 |
54 |
9 |
58 |
53 |
48 |
- |
- |
- |
10 |
62 |
57 |
51 |
- |
- |
- |
11 |
66 |
60 |
54 |
- |
- |
- |
12 |
70 |
64 |
57 |
- |
- |
- |
Таблица 13
Глубина выемки, м |
Ширина полос земель для автомобильных дорог IV категории с двухполосным, движением, м |
|||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % |
на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше |
|||||
С заложением откосов земляного полотна |
||||||
1:2 |
1:1,75 |
1: 1,5 |
1:2 |
1:1.75 |
1:1,5 |
|
1 |
24 |
23 |
22 |
36 |
35 |
33 |
2 |
28 |
27 |
25 |
40 |
38 |
36 |
3 |
32 |
30 |
28 |
44 |
42 |
39 |
4 |
36 |
34 |
31 |
48 |
45 |
42 |
5 |
40 |
37 |
34 |
52 |
49 |
45 |
6 |
44 |
41 |
37 |
56 |
52 |
48 |
7 |
48 |
44 |
40 |
59 |
55 |
51 |
8 |
52 |
48 |
43 |
63 |
59 |
54 |
9 |
56 |
51 |
46 |
67 |
62 |
57 |
10 |
60 |
55 |
49 |
- |
- |
60 |
11 |
64 |
58 |
52 |
- |
- |
- |
12 |
68 |
62 |
55 |
- |
- |
- |
Глубина выемки, м |
Ширина полос земель для автомобильных дорог V категории с однополосным движением, м |
|||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % |
на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше |
|||||
С заложением откосов земляного полотна |
||||||
1:2 |
1:1,75 |
1: 1,5 |
1:2 |
1:1.75 |
1:1,5 |
|
1 |
22 |
21 |
20 |
33 |
32 |
30 |
2 |
26 |
25 |
23 |
37 |
36 |
33 |
3 |
30 |
28 |
26 |
41 |
39 |
36 |
4 |
34 |
32 |
29 |
45 |
43 |
39 |
5 |
38 |
35 |
32 |
49 |
46 |
42 |
6 |
42 |
39 |
35 |
52 |
50 |
45 |
7 |
46 |
42 |
36 |
56 |
53 |
48 |
8 |
50 |
46 |
41 |
60 |
56 |
51 |
9 |
54 |
49 |
44 |
- |
60 |
54 |
10 |
58 |
53 |
47 |
- |
- |
- |
11 |
62 |
56 |
50 |
- |
- |
- |
12 |
66 |
60 |
53 |
- |
- |
- |
1. Ширина полос земель, установленная в табл. 1 - 14, предназначена для размещения:
земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок;
двусторонних кюветов при высоте насыпи до 1,5 м в условиях равнинной местности и до 2 м в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей, при поперечном уклоне местности св. 9 %;
забанкетных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки, при поперечном уклоне местности 1:10 и более;
предохранительных полос шириной 1 м с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки, либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета).
2. В табл. 1 - 7 при высотах насыпей до 2 м в числителе приведены нормы ширины полосы отвода земель при отсутствии боковых резервов, а в знаменателе - с учетом устройства боковых резервов, если они являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна.
3. На участках, где проектом предусмотрено устройство дополнительных переходно-скоростных или грузовых полос движения, к ширине основной полосы отвода дороги, принимаемой по табл. 1 - 14, следует добавлять для переходно-скоростных полос 3,75 м и для грузовых 3,5 м на каждую дополнительную полосу.
4. В случаях, когда для промышленных автомобильных дорог категории III-п, а также лесовозных дорог категорий III-л и IV-л ширина полосы движения проезжей части (bn) устанавливается исходя из ширины d расчетного автомобиля по формуле bn = d + 1,7 м, нормативные ширины полос отвода земель, установленные в табл. 1 - 14, должны быть увеличены на разность bn - 3,5 м, - умноженную на количество полос движения.
5. Проектом, утвержденным в установленном порядке, определяются:
ширина полос земель в случаях, требующих индивидуального проектирования земляного полотна (согласно СНиП по проектированию автомобильных дорог), а также в случаях, когда максимальная высота одного из откосов насыпи или выемки превышает 12 м;
размеры и местоположение дополнительных полос и участков земель, отводимых в бессрочное (постоянное) пользование для размещения конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, не включенных в нормы табл. 1 - 16 (укреплений русел у водопропускных труб, струенаправляющих дамб и траверсов, спрямлений русел и срезок у мостов, нагорных водоотводных канав при значительной косогорности, закюветных берм и берм обеспечения устойчивости откосов, срезок грунта и вырубки леса для обеспечения видимости, испарительных бассейнов, автобусных остановок с пассажирскими павильонами и островками безопасности, съездов, остановочных и видовых площадок, летних и тракторных дорог, пешеходных и велосипедных дорожек, проездов для местного транспорта, уширений дороги с устройством площадок для сушки зерна, декоративных лесонасаждений, комплексов линейных дорожных и автомобильных эксплуатационных зданий и сооружений, комплексов обслуживания пассажирского и грузового движения, дублирующих участков дорог с необходимыми сооружениями, противооползневых, противоселевых, противолавинных и других защитных сооружений);
ширина полос земель для автомобильных дорог, располагаемых в первой дорожно-климатической зоне и в горной местности;
ширина полос земель и размеры земельных участков, отводимых во временное краткосрочное пользование на период строительства автомобильных дорог, а также в краткосрочное или долгосрочное пользование на период действия лесовозных веток и усов.
Категория дороги |
Количество полос движения |
Ширина полос земель для автомобильных дорог при глубине раскрытой выемки, м |
|
до 0,5 |
от 0,5 до 1 |
||
I |
8 |
55 |
65 |
I |
6 |
47 |
57 |
I |
4 |
40 |
50 |
II |
2 |
27 |
37 |
III |
2 |
24 |
34 |
IV |
2 |
22 |
32 |
V |
1 |
20 |
30 |
Примечание. Ширина раскрываемых выемок глубиной более 1 м, используемых в качестве резервов грунта, должна устанавливаться проектом.
Размеры участков земель для размещения транспортных развязок движения в разных уровнях на пересечениях и примыканиях устанавливают по табл. 16.
Количество полос движения |
Площади участков земель для размещения транспортных развязок в разных уровнях, га. |
|||||||
на пересечениях при количестве полос движения |
на примыканиях при количестве полос движения |
|||||||
8 |
6 |
4 |
2 |
8 |
6 |
4 |
2 |
|
8 |
50 |
45 |
35 |
30 |
35 |
25 |
20 |
15 |
6 |
45 |
35 |
30 |
25 |
25 |
20 |
15 |
12 |
4 |
35 |
30 |
25 |
20 |
20 |
15 |
12 |
10 |
2 |
30 |
25 |
20 |
15 |
15 |
12 |
10 |
7 |
Примечание. Количество, местоположение и характер транспортных развязок в разных уровнях устанавливаются проектом.
4. При необходимости размещения отдельных участков автомобильных дорог на орошаемых или осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, земляное полотно следует устраивать без боковых резервов и кавальеров.
Устройство боковых резервов может быть допущено, как исключение, при условии, что участки для них предоставляются во временное краткосрочное пользование и по окончании земляных работ будут приведены в состояние, пригодное для использования в сельском или лесном хозяйстве.
При размещении автомобильных дорог на указанных землях должны быть разработаны варианты проектных решений (с устройством эстакад, подпорных стенок, водоотводных лотков и др.), обеспечивающие уменьшение ширины полос отвода земель, установленной в табл. 1 - 16.
5. Ширину полос земель, отводимых для размещения снегозащитных устройств, следует принимать в соответствии с главой СНиП по проектированию автомобильных дорог.
Примечание. Для лесовозных магистралей на снегозаносимых участках сохраняются полосы невырубленного леса шириной 60 м с каждой стороны дороги; для лесовозных веток и усов порядок вырубки леса устанавливается планом рубок.
6. Размеры и местоположение полос и участков земель, отводимых для автомобильных дорог, с указанием видов занимаемых угодий должны отражаться в графике отвода земель, приводимом в составе технического (техно-рабочего) проекта на строительство или реконструкцию автомобильной дороги.
В графике следует раздельно указывать размеры и площади земель, отводимых в бессрочное (постоянное) пользование и предоставляемых во временное (краткосрочное или долгосрочное) пользование.
Согласование и утверждение графика отвода земель для автомобильной дороги производится одновременно с согласованием и утверждением технического (технорабочего) проекта на строительство или реконструкцию автомобильной дороги в установленном порядке.
Приложение
ОСРЕДНЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПЛОЩАДЕЙ ОТВОДА
ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ОТНЕСЕННЫЕ
НА 1 КМ ПРОТЯЖЕНИЯ ДОРОГИ
Категория дороги и количество полос движения |
Общая площадь полосы отвода, га |
|||||||
на землях сельскохозяйственного назначения |
на землях не пригодных для сельскохозяйственного пользования |
|||||||
поперечный
уклон местности |
поперечный
уклон местности |
поперечный
уклон местности |
поперечный
уклон местности |
|||||
Постоянный отвод |
Временный отвод |
Постоянный отвод |
Временный отвод |
Постоянный отвод |
Временный отвод |
Постоянный отвод |
Временный отвод |
|
|
6.3 |
1,8 |
6,4 |
1,8 |
7,4 |
2,3 |
7,5 |
2,3 |
5,5 |
1,7 |
5,6 |
1,7 |
6,4 |
2,2 |
6,5 |
2,2 |
|
4,7 |
1,6 |
4,8 |
1,6 |
5,5 |
2,1 |
5,6 |
2,1 |
|
II |
3,1 |
1,4 |
3,2 |
1,4 |
3,9 |
2 |
4 |
2 |
III |
2,6 |
1,3 |
2,8 |
1,3 |
3,6 |
2 |
3,8 |
2 |
IV |
2,4 |
1,3 |
2,5 |
1,3 |
3,5 |
2 |
3,6 |
2 |
V |
2,1 |
1,2 |
2,2 |
1,2 |
3,3 |
2 |
3,4 |
2 |
Примечания. 1. Осредненные показатели площадей земель, отводимых в бессрочное (постоянное) пользование, не учитывают площадей для размещения транспортных развязок в одном или в разных уровнях, снегозащитных устройств, а также других сооружений, перечисленных в примечании 6 к табл. 1 - 14 настоящих норм. Участки земель, отводимых для этих сооружений, следует учитывать дополнительно.
2. Приведенные показатели площадей земель, предоставляемых во временное пользование, учитывают только полосы для размещения отвалов снимаемого растительного грунта и для проезда транспортных средств, осуществляющих его вывозку. Участки земель, предоставляемые во временное пользование для других нужд строительства, следует учитывать дополнительно по данным типовых или индивидуальных проектов.
3. Осредненные показатели предназначены для использования при предварительных (до выполнения проектных работ) определениях требуемой площади земель, намечаемых к изъятию для размещения планируемых к строительству автомобильных дорог, при согласованиях с землепользователями и органами, осуществляющими государственный надзор за использованием земель, а также для оценки правильности определения общей площади полосы отвода в проектных графиках отвода земель при экспертизе технических (технорабочих) проектов на строительство или реконструкцию автомобильных дорог.