НПБ 03-93 «Порядок согласования органами государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство»

Нормы Государственной противопожарной службы
МВД России

ПОРЯДОК
СОГЛАСОВАНИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПОЖАРНОГО НАДЗОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

НПБ 03-93

РАЗРАБОТАНЫ и подготовлены к утверждению отделом нормирования требований безопасности ГУГПС МВД России (Кондрашин Ю.М., Ларцев Г.А., Татаров В.Е.).

СОГЛАСОВАНЫ с Госстроем России (письмо от 01.06.93 № 13/151).

УТВЕРЖДЕНЫ главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.

ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом МВД России от 6 декабря 1993 г. № 521.

ДАТА ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ 31 января 1994 г.

С введением в действие НПБ 03-93 "Порядок согласования органами Государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации" утрачивают силу "Правила и порядок согласования органами Государственного пожарного надзора проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений", утвержденные ГУПО МВД СССР 28.05.90.

Настоящие нормы содержат положения, регламентирующие порядок рассмотрения и согласования органами Государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на стадии технико-экономического обоснования, предпроектных предложений, проекта (рабочего проекта) и рабочей документации на строительство новых, расширение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений (далее - проектно-сметная документация) независимо от видов и форм собственности, источников финансирования, ведомственной принадлежности.

1. Общие положения

1.1 Проектно-сметная документация на строительство объектов, содержащая отступления, не затрагивающие вопросы пожарной безопасности, а также документация, разработанная в соответствии с государственными стандартами, нормами, правилами (далее - нормы проектирования), что должно быть удостоверено соответствующей записью главного инженера (главного архитектора) проекта, не подлежит согласованию с органами Государственного пожарного надзора.

Примечания:

1. При наличии в проектно-сметной документации отступлений от норм проектирования или проектных решений, на которые отсутствуют нормы проектирования, главным инженером (главным архитектором) проекта приводится полный перечень таких проектных решений и указывается орган Государственного пожарного надзора, согласовавший их.

2. При привязке типовых проектов проектно-сметная документация подтверждается также подписью главного инженера (главного архитектора) проекта, осуществляющего привязку.

1.2 Органами Государственного пожарного надзора в части, их касающейся, согласовываются:

проектные решения в проектно-сметной документации на строительство объектов, на которые отсутствуют нормы проектирования, утвержденные в установленном порядке;

обоснованные отступления от противопожарных требований действующих норм проектирования;

изменение ранее согласованных проектных решений, возникающее в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объектов.

1.3. Право согласовывать проектно-сметную документацию в органах Государственного пожарного надзора предоставлено:

Главному управлению Государственной противопожарной службы МВД России (высший орган);

управлениям (отделам) Государственной противопожарной службы МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, автономных образований и городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области (территориальные органы Государственного пожарного надзора);

подразделениям и иным органам управления Государственной противопожарной службы (местные органы).

Компетенция аппаратов и подразделений Государственной противопожарной службы, подчиненных непосредственно высшему органу Государственного пожарного надзора, устанавливается Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России.

1.4. В компетенцию высшего органа Государственного пожарного надзора Российской Федерации входит согласование проектных решений, на которые отсутствуют нормы проектирования, и отступлений от норм проектирования в проектно-сметной документации на строительство однотипных объектов, сооружаемых по иностранным лицензиям, на основе соглашений и контрактов с иностранными фирмами в различных регионах страны.

1.5. В компетенцию территориальных органов Государственного пожарного надзора Российской Федерации входит согласование проектных решений, на которые отсутствуют нормы проектирования, отступлений от норм проектирования в проектах, разрабатываемых для соответствующей республики, края, области, автономного образования, города, а также в типовых проектах, разрабатываемых или распространяемых проектными организациями, расположенными на обслуживаемой территории.

1.6. Компетенция местных органов Государственного пожарного надзора Российской Федерации устанавливается территориальным органом Государственного пожарного надзора.

2. Порядок рассмотрения и согласования отступления от норм проектирования и проектных решений, на которые отсутствуют нормы проектирования

2.1. Рассмотрение вопросов, связанных с согласованием проектных решений на строительство объектов, на которые отсутствуют нормы проектирования, отступлений от норм проектирования, органами Государственного пожарного надзора производится на основании представления заказчиком подготовленной генеральным проектировщиком необходимой документации (обоснований, расчетов, чертежей, схем и инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение пожаробезопасной эксплуатации объекта и безопасности людей, в том числе дополнительных мероприятий, компенсирующих отступления от норм).

2.2. Для рассмотрения и согласования намечаемых и проектных решений, на которые отсутствуют нормы проектирования, отступлений от норм проектирования по технически сложным, взрывопожароопасным объектам, а также по зданиям и сооружениям с массовым пребыванием людей, в органах Государственного пожарного надзора создается экспертный совет (группа), возглавляемый начальником (заместителем начальника) органа. В состав совета (группы) входят представители структурных подразделений противопожарной службы и испытательной пожарной лаборатории (группы). В остальных случаях решение по согласованию может приниматься руководителем органа Государственного пожарного надзора без вынесения вопроса на экспертный совет. На экспертный совет могут также возлагаться и другие задачи, связанные с рассмотрением актуальных проблем пожарной охраны.

2.3. К работе в экспертном совете (группе) по согласованию с руководителями предприятий и организаций могут привлекаться инженерно-технические работники предприятий и специалисты научно-исследовательских, проектных и строительных организаций.

2.4. Экспертный совет рассматривает обоснованность и допустимость отступлений от норм проектирования, эффективность и достаточность разработанных проектной организацией основных или компенсирующих противопожарных мероприятий и принимает соответствующее решение, оформляемое протоколом совета (группы) или заключением.

При недостаточной проработке генеральным проектировщиком вопросов пожарной безопасности представленная проектно-сметная документация может быть возвращена по принадлежности на дополнительную доработку.

2.5. В компетенцию экспертного совета (группы) не входит разработка технических решений, на которые отсутствуют нормативные документы, или мероприятий, компенсирующих отступления от норм проектирования.

По просьбе генпроектировщика орган вправе выдавать рекомендации по указанным вопросам в порядке, установленном территориальным органом.

2.6. Согласование должно производиться до утверждения проектно-сметной документации.

2.7. Согласование органами Государственного пожарного надзора производится в одной инстанции в срок до 15 дней.

По проектам, на которые отсутствуют нормы проектирования или требующим проработки отдельных технических вопросов с участием специалистов предприятий и учреждений, срок согласования по решению председателя экспертного совета может быть продлен до 30 дней.

По технически сложным вопросам и по проектным решениям, на которые отсутствуют нормы проектирования, территориальный орган при необходимости вправе обратиться за помощью в высший орган Государственного пожарного надзора.

2.8. По результатам рассмотрения вопросов экспертным советом заказчику выдается согласование в виде заключения или выписки из протокола.

Копия заключения или выписка из протокола направляется на контроль в соответствующий орган Государственного пожарного надзора, а по проектным решениям, на которые отсутствуют нормы проектирования, кроме того, и в ГУГПС МВД России.

2.9. Согласование органа Государственного пожарного надзора действительно только по конкретной проектно-сметной документации, на другие аналогичные объекты не распространяется и действует на весь срок нормативной продолжительности проектирования и строительства объекта.

Согласование отступлений от норм проектирования в типовом проекте сохраняется на весь срок его действия вплоть до исключения из числа действующих.

Согласование отступлений от норм проектирования не исключает необходимости внесения в установленном порядке в рабочую документацию изменений, связанных с введением в действие новых нормативных документов.

2.10. Руководителям и другим должностным лицам высшего, территориальных и местных органов Государственного пожарного надзора, принимающим участие в работе градостроительных советов, а также комиссий по рассмотрению вопросов планировки и застройки населенных мест и отдельных объектов, предоставлено право согласовывать частичные обоснованные отступления от норм проектирования непосредственно в ходе работы советов, комиссий.

Перечень должностных лиц, имеющих право представлять орган Государственного пожарного надзора в градостроительных советах или комиссиях по рассмотрению вопросов планировки и застройки населенных мест и отдельных объектов, определяется руководителем территориального органа Государственного пожарного надзора.

2.11. Решение органа Государственного пожарного надзора вступает в силу только после согласования заказчиком отступлений от норм проектирования с организацией, утвердившей соответствующие нормы проектирования, а проектных решений, на которые отсутствуют нормативные документы, - с Госстроем России с последующим представлением копии этого согласования в соответствующий орган Государственного пожарного надзора.

Приложение № 1

к НПБ 03-93

Рекомендуемое

МВД России

________________________________________________________________________

(наименование органа государственного пожарного надзора)

" ____ " ___________________ 19 __ г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

экспертного совета по согласованию проектных решений в

________________________________________________________________________

(ТЭО, проекте, рабочем проекте, рабочей документации)

на строительство ________________________________________________________

(наименование объекта, принадлежность,

________________________________________________________________________

вид собственности, адрес)

представленных _________________________________________________________

разработанного __________________________________________________________

(наименование проектной организации)

На согласование представлена документация:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Конкретный перечень отступлений или отсутствие норм проектирования

Обоснование отступлений или принятых решений

Дополнительные компенсирующие мероприятия

Решение экспертного совета

1

2

3

4

Председатель экспертного совета __________________________________________

Секретарь экспертного совета _____________________________________________

Представитель генпроектировщика _________________________________________

Представитель заказчика __________________________________________________