Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 сентября 1994 г. № 695
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 июля 1994 г. № 222
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ
В целях реализации статьи 41 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (раздел VI), подготовки к выполнению обязательств Российской Федерации в связи с подписанием международной Конвенции "Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте" и в соответствии с Положением о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации приказываю:
Утвердить согласованное с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (приложение).
Министр охраны
окружающей среды и
природных ресурсов
Российской Федерации
В.И. ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
Приложение
к приказу Минприроды России
от 18 июля 1994 г. N 222
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процедура учета экологических требований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.
1.2. ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности *).
1.3. Проведение ОВОС при подготовке документации, обосновывающей развитие видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, перечень которых приведен в приложении, является обязательным. Целесообразность проведения (или продолжения начатых работ) ОВОС для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Минприроды России. При несогласии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением территориального органа Минприроды России орган исполнительной власти принимает решение с учетом заключения Минприроды России.
В случае разногласий между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Минприроды России спор может быть разрешен в арбитражном суде в установленном порядке.
1.4. Для объектов и видов хозяйственной и иной деятельности, не вошедших в указанный перечень, а также в случае прекращения начатых работ по ОВОС заказчик/разработчик в обосновывающей документации обязан сделать краткий вывод о допустимости предполагаемого воздействия на окружающую среду.
1.5. Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. Проектные и/или иные решения, содержащиеся в обосновывающей документации, должны быть разработаны с учетом различного рода возможных последствий ее реализации.
1.6. Информация о состоянии окружающей среды, используемая при проведении ОВОС, подготавливается с помощью методов и средств измерений, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных документов по обеспечению единства измерений.
1.7. Обосновывающая документация представляется инициатором/заказчиком на государственную экологическую экспертизу в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (раздел 5). Обосновывающая документация по реализации видов и объектов деятельности, перечень которых приведен в приложении к настоящему Положению, без результатов проведения ОВОС на государственную экологическую экспертизу в Минприроды России и/или его территориальные органы не принимается.
2.1. ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:
1) концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;
2) схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
3) градостроительной документации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т.д.);
4) документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;
5) предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и или проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.
2.2. При подготовке хозяйственных и иных решений, включающей разработку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС проводится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
3.1. Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых последствий в процессе анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены:
1) цели реализации замысла или предполагаемого проекта;
2) разумные альтернативы намечаемой деятельности;
3) характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;
4) сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках;
5) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;
6) меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений;
7) предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана после проектного экологического анализа.
3.2. Порядок проведения ОВОС (процедура) при подготовке каждого вида обосновывающей документации, перечисленной в разделе 2 настоящего Положения, устанавливается Минприроды России.
4.1. При проведении ОВОС:
1) инициатор инвестор обеспечивает финансирование всех исследований и работ, необходимых для проведения ОВОС;
2) инвестор заказчик организует проведение ОВОС в процессе подготовки обосновывающей документации; осуществляет широкий обзор (общественные слушания) предложений о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории, кроме объектов специального назначения, информация о которых требует конфиденциальности;
3) разработчик (в пределах своей компетенции):
проводит ОВОС;
рассматривает и учитывает экологические условия и требования при подготовке обосновывающей документации.
4.2. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при подготовке и принятии ими решения о санкционировании (разрешении) осуществления проекта намечаемой деятельности:
1) участвуют в рассмотрении обосновывающей документации;
2) выдают (или согласовывают) обоснованные экологические условия и требования для проработки предложений по реализации проекта намечаемой деятельности;
3) принимают решения о санкционировании реализации проекта намечаемой деятельности при условии соблюдения экологических требований законодательства Российской Федерации, а также ясного представления о возможных последствиях его осуществления.
5.1. Заинтересованным общественным объединениям и неправительственным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику заказчику в проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой деятельности в целях собственной оценки:
1) применяемых методов анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
2) достоверности представленных результатов ОВОС;
3) полноты и достаточности, предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.
5.2. Заказчик с участием разработчика проводит общественные слушания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений в целях:
1) информирования общественности о проекте намечаемой деятельности или разрабатываемых проектных предложениях;
2) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных последствий реализации хозяйственных и иных решений;
3) поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предотвратить неблагоприятные последствия осуществления проекта намечаемой деятельности.
5.3. Общественные (публичные) слушания и обсуждения организуются и проводятся:
1) на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят общенациональный характер;
2) на местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации, когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический регион в пределах субъекта Российской Федерации.
Инициатор заказчик намечаемой деятельности и разработчик обосновывающей документации по ее развитию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (раздел XIII) несут ответственность за:
1) невыполнение правил проведения ОВОС;
2) нарушение процедуры оценки воздействия на окружающую среду при подготовке обосновывающей документации;
3) предоставление неполных результатов проведения ОВОС или недостоверной информации о них.
к Положению об оценке
воздействия на окружающую среду
в Российской Федерации
1. Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс. т/год и более.
2. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн. куб. м/год и более.
3. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 т/сутки и более.
4. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт и более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки).
5. Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100 тыс. куб. м/год и более.
6. Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью:
1) асбестоцементных продуктов - 20 тыс. т и более;
2) фрикционных материалов - 50 т и более;
3) других видов применения асбеста - 200 т и более.
7. Предприятия химической промышленности всех видов.
8. Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200 т/сутки и более.
9. Крупные склады для хранения 50 тыс. куб. м и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.
10. Микробиологические производства.
11. Крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика).
12. Крупные установки для доменного и мартеновского производств и предприятия цветной металлургии:
1) спекание, обжиг и прокаливание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;
2) все коксовые печи;
3) установки для производства чушкового чугуна и нерафинированной стали мощностью 1 млн. т/год и более;
4) установки для производства стали из металлических руд мощностью 200 тыс. т/год и более;
5) установки для обработки цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. т/год и более;
6) установки для производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.
13. Крупные установки и предприятия черной и цветной металлургии:
1) окомкование и спекание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;
2) все коксовые печи и коксохимические производства;
3) установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн. т/год и более;
4) установки для обработки руд тяжелых цветных металлов, производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.
14. Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков; установки по производству радиоизотопов.
15. Объекты использования ядерно-взрывной технологии.
16. Крупные ускорительные комплексы для получения интенсивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер.
17. Медицинские центры, осуществляющие в широких масштабах радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры.
18. Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения (затопления) химического оружия, ракетных топлив.
19. Объекты и/или полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов.
20. Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для магистральных железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.
21. Метрополитены.
22. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более.
23. Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более.
24. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 кв. км и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов.
25. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки.
26. Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн. куб. м/год и более.
27. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение металлических руд и угля:
1) предприятия по добыче, извлечению и обогащению железной руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более;
2) предприятия по добыче, извлечению и обогащению не железной руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;
3) предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;
4) крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых, особенно в акваториях.
28. Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологических изысканий.
29. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
30. Крупные животноводческие комплексы мощностью:
1) свиноводческие - 30 тыс. голов и более;
2) по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и более;
3) молочные - 1200 коров и более.
31. Звероводческие комплексы.
32. Птицефабрики на 400 тыс. кур - несушек, 3 млн. бройлеров и более.
33. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий.