ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
АВТОГРЕЙДЕРЫ И ИХ СОСТАВНЫЕ
ЧАСТИ, СДАВАЕМЫЕ В КАПИТАЛЬНЫЙ
РЕМОНТ И ВЫДАВАЕМЫЕ
ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСТ 26679-85
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
РАЗРАБОТАН Государственным комитетом СССР по делам строительства
ИСПОЛНИТЕЛИ
М.Д. Полосин, канд. техн. наук; Н.И. Чинский; В.В. Бреусов; М.М. Якунцев, канд. техн. наук; В.П. Кушнер; А.Г. Шамардин; А.С. Розенсон; В.И. Кириллов; В.М. Файнштейн; А.А. Захаров; П.Ф. Турко; В.И. Пулин; А.Г. Исупов; С.А. Грушевская
ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по делам строительства
Начальник Отдела механизации и автоматизации строительства П.И. Моисеев
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12 декабря 1985 г. № 3954
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Система технического обслуживания и ремонта строительных машин АВТОГРЕЙДЕРЫ И ИХ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ, СДАВАЕМЫЕ В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И ВЫДАВАЕМЫЕ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА Технические требования Maintenance and repair system of building machinery. Motor graders and their components being passed to and received from general overhaul. Technical requirements |
ГОСТ |
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12 декабря 1985 г. № 3954 срок действия установлен
с 01.07.87
до 01.07.92
Настоящий стандарт распространяется на автогрейдеры отечественного производства легкого, среднего и тяжелого типов и их составные части.
Стандарт не распространяется на автогрейдеры многодвигательные, четырехосные, с активными органами и специального назначения.
Стандарт устанавливает технические требования к автогрейдерам и их составным частям, сдаваемым в капитальный ремонт (далее - ремонт) и выдаваемым из ремонта.
1.1. Сдача в ремонт автогрейдеров, их составных частей и выдача их из ремонта должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 24408-80 и настоящего стандарта.
1.2. Автогрейдеры, сдаваемые в ремонт и выдаваемые из ремонта, должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкторской документацией (рабочими чертежами), за исключением комплекта ЗИП, запасного колеса (шины с камерой и флепом - для автогрейдеров тяжелого типа) и запасного комплекта ножей отвала.
Допускается сдавать в ремонт автогрейдер без кирковщика и дополнительных рабочих органов.
1.3. Комплектность сдаваемых в ремонт и выдаваемых из ремонта составных частей автогрейдеров должна соответствовать требованиям технической документации по агрегатному методу ремонта машин, действующей на ремонтном предприятии.
1.4. Требования к хранению автогрейдеров в период ожидания ремонта и до ввода в эксплуатацию после ремонта - по ГОСТ 24408-80 и ГОСТ 9420-79.
2.1. Автогрейдеры и их составные части подлежат ремонту, если они достигли предельного состояния, критерии которого указаны в эксплуатационных документах по ГОСТ 2.601-68 и ГОСТ 2.609-79.
2.2. Автогрейдеры, снятые с производства до 1 июля 1987 г., для которых критерии предельного состояния в эксплуатационных документах не указаны, следует направлять в ремонт, если они выработали указанный в нормативно-технической документации ресурс и достигли предельного состояния.
Ресурс автогрейдеров до первого ремонта указан в их формуляре (паспорте), ресурс до последующего ремонта - с учетом требований настоящего стандарта.
Предельное состояние автогрейдера считают достигнутым, если его достигла каждая составная часть, входящая в одно из их сочетаний, указанных в табл. 1.
Таблица 1
Сочетания основных составных частей, предельное состояние которых определяет необходимость ремонта автогрейдера
Сочетания составных частей, достигших предельного состояния |
|||||||
1. Основной двигатель |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
2. Ведущий мост в сборе с балансирами |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
3. Коробка передач |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
4. Гидросистема |
|
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
|||||
6. Основная рама |
|
|
|
||||
7. Тяговая рама с отвалом и поворотным кругом |
|
+ |
+ |
||||
|
+ |
+ |
|||||
9. Редукторы (любые, кроме указанных в п. 8) |
|||||||
10. Муфта сцепления |
|||||||
Примечания:
1. Знак «+» означает, что данная составная часть входит в одно из их сочетаний, по которым определяют предельное состояние автогрейдера.
2. Предельное состояние любой составной части (кроме гидросистемы) достигнуто, если она имеет один из признаков, указанных в рекомендуемом приложении.
3. Предельное состояние гидросистемы считают достигнутым, если 50 % и более общего количества ее гидроцилиндров, гидромоторов, гидронасосов и гидрораспределителей имеют хотя бы по одному из признаков, указанных в рекомендуемом приложении.
Кроме того, автогрейдеры тяжелого типа следует направлять в ремонт, если предельного состояния достигли два ведущих моста в сборе с балансирами, и одна и более составных частей, указанных в пп. 1, 3 - 8 табл. 1, или не менее двух составных частей, указанных в пп. 9 - 11 табл. 1.
2.3. Составные части автогрейдеров следует направлять в ремонт при наличии у них хотя бы одного из признаков предельного состояния, перечисленных в рекомендуемом приложении.
2.4. У сдаваемых в ремонт автогрейдеров не должно быть ни одного неустранимого дефекта базовых деталей основного двигателя, коробки передач или ведущего моста, либо трех и более следующих составных частей (если эти базовые детали не поставляют централизовано в качестве запасных частей на капитальный ремонт автогрейдеров): один из редукторов, балансир, муфта сцепления, тормоз, гидравлический руль (гидроусилитель механизма рулевого управления). Неустранимые дефекты составных частей перечислены в табл. 2.
Составные части автогрейдеров, сдаваемые в ремонт отдельно, не должны иметь дефектов, указанных в табл. 2.
Автогрейдеры, имеющие указанные дефекты, могут быть приняты в ремонт в соответствии с ГОСТ 24408-80 по соглашению между заказчиком и ремонтным предприятием.
Таблица 2
Дефекты, при которых составные части автогрейдеров в ремонт не принимают
Краткое описание дефектов базовых деталей |
|
Двигатель основной |
Пробоины на стенках водяной рубашки или на картере блока цилиндров (кроме поддона) более 200 см2; трещины или обломы, проходящие через гнезда под втулки распределительного вала, ребра жесткости, или выходящие из плоскости разъемов; обломы стенок гнезда вкладышей коренных подшипников, захватывающие более 0,25 поверхности гнезда |
Коробка передач |
Трещина, выходящая на посадочные отверстия, плоскости разъема или на ребра жесткости корпуса или крышки; обломы, проходящие через отверстия крепления корпуса или крышки, более допустимого ремонтными документами количества; трещина корпуса или крышки в местах, недоступных ремонту методами, указанными в ремонтных документах; износ одного из посадочных отверстий корпуса или крышки более допустимого ремонтными документами размера * |
Ведущий мост |
Трещина оси (траверсы), выходящая на посадочные отверстия или на плоскости разъема; трещина картера в местах, недоступных ремонту методами, указанными в ремонтных документах |
Основная рама, тяговая рама |
Изгиб или скручивание рам, нарушившие взаимное расположение установленных на них сборочных единиц, и неустранимые методами, предусмотренными ремонтными документами, или требующие замены более двух несущих элементов конструции; сквозная трещина, захватывающая более 50 % поперечного сечения несущих элементов конструкции; более двух сквозных трещин, каждая из которых захватывает менее 50 % поперечного сечения несущих элементов конструкций; более трех трещин, проходящих через усиливающие накладки на несущих элементах конструкций, отремонтированных ранее приваркой накладок; коррозионный износ несущих элементов конструкций, превышающий 15 % первоначального сечения; по одной поперечной трещине, расположенных друг против друга в средней части одновременно левого и правого лонжеронов основной рамы и захватывающих более 50 % поперечного сечения их профиля* |
Неведущий мост |
Трещина оси (балки), выходящая на посадочные поверхности; деформации оси (балки), неустранимые методами, предусмотренными ремонтными документами |
Редуктор, балансир, муфта сцепления, тормоз, гидравлический руль (гидроусилитель механизма рулевого управления) |
Трещины, выходящие на посадочные отверстия, плоскости разъема или на ребра жесткости литых корпусов; обломы, проходящие через отверстия крепления корпусов, более допустимого ремонтными документами количества; трещины корпусов в местах недоступных ремонту методами, указанными в ремонтных документах; трещина (любого размера и расположения) корпуса гидроусилителя; износ отверстия картера муфты сцепления под втулку более допустимого ремонтными документами размера* |
Гидронасос, гидромотор, насос шестеренный |
Трещина корпуса, выходящая на посадочное отверстие под подшипники |
Гидрораспределитель |
Трещина корпуса (любого размера и расположения); износ или продольные риски на поверхности трения корпуса более допустимого ремонтными документами размера **; излом фланца крепления |
Гидроцилиндр |
Толщина гидроцилиндра, кроме трещин по сварным швам; износ или продольные риски на поверхности трения более допустимого ремонтными документами размера |
* Только для автогрейдеров конкретных марок, в ремонтных документах которых указанный дефект определен как неустранимый. ** Только для гидрораспределителей, выпускаемых предприятиями Минстройдормаша. |
3.1. Техническое состояние каждого автогрейдера (составной части), выдаваемого из ремонта, должно соответствовать требованиям ремонтных документов по ГОСТ 2.602-68.
3.2. Каждый отремонтированный автогрейдер (составная часть) должен быть подвергнут приемо-сдаточным испытаниям и текущей оценке его качества в соответствии с ГОСТ 24826-81 и иметь только положительные результаты этих испытаний и оценки.
Программа приемо-сдаточных испытаний должна учитывать соответствующие требования технических условий на ремонт автогрейдеров конкретных марок.
3.3. Номенклатура показателей качества отремонтированного автогрейдера (составной части), методы и порядок их определения - в соответствии с требованиями ГОСТ 24826-81.
3.4. Значения показателей назначения, эргономики, технологичности, надежности (кроме ресурса и наработки на отказ), безопасности и транспортабельности отремонтированных автогрейдеров должны соответствовать ГОСТ 9420-79 и техническим условиям на изготовление автогрейдеров конкретных марок.
Для автогрейдеров, изготовленных до 1 января 1980 г., указанные показатели устанавливаются техническими условиями на ремонт автогрейдеров конкретных марок.
3.5. Наработка на отказ и ресурс отремонтированных автогрейдеров должны быть не менее 80 % соответствующих показателей, регламентированных в нормативно-технической документации на автогрейдеры конкретных марок до первого ремонта.
3.6. Ресурс отремонтированных составных частей автогрейдеров, выдаваемых из ремонта отдельно, должен быть не менее 80 % ресурса, указанного в нормативно-технической документации.
3.7. Ремонтное предприятие гарантирует соответствие отремонтированного автогрейдера (составной части) требованиям настоящего стандарта при условии соблюдения требований ГОСТ 25646-83. Гарантийный срок эксплуатации автогрейдеров - 12 мес со дня ввода их в эксплуатацию при гарантийной наработке не менее 1600 ч.
Для составных частей автогрейдеров, используемых для текущего ремонта, гарантийный срок эксплуатации - 9 мес со дня ввода их в эксплуатацию при гарантийной наработке не менее 1000 ч.
Рекомендуемое
Наименование составных частей |
Признаки предельного состояния, при наличии которых составную часть направляют в ремонт |
Основной двигатель |
Снижение мощности более 15 % от номинального значения; любые трещины и пробоины блока цилиндров, кроме указанных в табл. 2 настоящего стандарта |
Коробка передач, редукторы, муфта сцепления, тормоз, балансиры, ведущие мосты |
Повреждения и износ корпуса (картера), устранимые в соответствии с ремонтными документами и требующие демонтажа и полной разборки составной части; предельный износ посадочных мест или шлицев, изгиб или наличие трещин одного из валов; предельный износ по толщине зубьев, трещина, скол, выкрашивание одного зуба любой из шестерен постоянного зацепления; предельный износ или разрушение ведущего диска (кроме среднего) муфты сцепления |
Неведущий мост |
Предельный износ одной из следующих поверхностей оси (балки): под подшипники оси колес (поворотной цапфы); под механизм поворота (рулевую трапецию); центрального отверстия |
Гидравлический руль (механизм рулевого управления) |
Увеличение свободного хода рулевого колеса сверх допустимого эксплуатационными документами, неустранимое регулировкой и заменой шарниров |
Основная рама, тяговая рама |
Дефекты (кроме неустранимых трещин и деформаций, указанных в табл. 2 настоящего стандарта), исправление которых требует отсоединения рам от автогрейдера с демонтажем установленных на них узлов и агрегатов |
Кабина (металлоконструкция) |
Трещины пола кабины вокруг 25 % и более закрепленных к нему составных частей; повреждение мест крепления двери к вертикальным стойкам кабины, (если дверь невозможно закрыть) |
Гидронасос, гидромотор, шестеренный насос |
Снижение объемного коэффициента подачи на 15 % (для шестеренных насосов - на 25 %) и более от номинального значения; любая трещина корпуса, кроме выходящей на посадочное отверстие под подшипник; предельный износ посадочного отверстия корпуса под подшипник; предельный износ шлицев, скручивание, поломка выходного вала; обрыв шатуна или разрушение поршня качающего узла |
Гидрораспределители (выпускаемые предприятиями Минстройдормаша) |
Внутренние перетечки рабочей жидкости при нейтральном положении золотника 0,45 % и более номинального потока для рабочих секций с перепускными и предохранительными клапанами и 0,15 % и более для остальных секций |
Гидрораспределители (выпускаемые предприятиями Минсельхозмаша) |
Внутренние перетечки рабочей жидкости при нейтральном положении золотника более 0,07 % номинального потока; объемный коэффициент подачи менее 0,8 (замерять при положении золотников в рабочих позициях и номинальном давлении) |
Гидроцилиндры |
Значения наружных утечек превышают установленные в нормативно-технической документации для гидроцилиндров конкретного типоразмера; скорость перемещения штока (отсоединенного от рабочего органа, если гидроцилиндр не снят с автогрейдера) во время подачи рабочей жидкости в штоковую полость (при заполненной и перекрытой безштоковой полости) превышает установленные в нормативно-технической документации значения; любая трещина одной из проушин гидроцилиндра; предельный изгиб или местное отслоение упрочненного слоя штока; предельный износ, задиры рабочей поверхности гидроцилиндра или штока; поломки деталей цилиндра, требующие его разборки и замены этих деталей |
Компрессор, аккумуляторная батарея, генератор, стартер |
По ГОСТ 24406-80 |
Примечание. Конкретные значения признаков предельного состояния составных частей в соответствующих единицах измерения физических величин, не указанные в рекомендуемом приложении, должны проводиться в технических условиях на сдаваемые в ремонт и выдаваемые из ремонта автогрейдеры конкретных марок.
СОДЕРЖАНИЕ