МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)
ЦЕНТР
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(ЦЕНТРОРГТРУД)
СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ
ПРОЦЕССОВ НА РЕМОНТ И
СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Карта трудового процесса
Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий
при глубине выбоин до 50 мм
с применением машин ЭД-105
КТП-1.01-2001
Издание второе, переработанное и дополненное.
(Выпуск 1)
Москва, 2001 г.
Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на ремонте и содержании автомобильных дорог.
Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.
Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.
Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.
Ответственный за выпуск А.А. Морозов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область и эффективность применения карты.. 2 2. Подготовка и условия выполнения процессов. 2 3. Исполнители, предметы и орудия труда. 3 |
Карта трудового процесса |
Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий при глубине выбоин до 50 мм с применением машин ЭД-105 |
Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора |
КТП-1.01-2001 |
Взамен КТ-1.01.87 |
1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда рабочих, занятых ямочным ремонтом с разломкой асфальтобетонных покрытий путем вырубки ремонтируемого слоя на глубину до 50 мм, площадью до 10 м2.
1.2. Показатели производительности труда:
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Величина показателей |
|
по ТНиР |
по карте |
|||
1. |
Выработка на 1 чел.-день |
м2 покр. |
19,5 |
21,1 |
2. |
Затраты труда на 1 м2 асфальтобетонного покрытия при ямочном ремонте |
чел.-час |
0,41 |
0,38 |
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.
Использование методов и приемов труда, рекомендованных картой, позволит повысить выработку на 8 %.
2.1. Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий рекомендуется проводить при оттаявшем основании и сухом покрытии, при температуре воздуха в период работ не ниже 5 °С.
2.2. Для заделки выбоин используются горячие асфальтобетонные смеси с температурой 150 - 180 °С, отвечающие требованиям ГОСТ 9128-84. Смеси должны быть того же вида и состава, из которых было ранее уложено покрытие.
Для обработки поврежденных участков используют жидкий битум марок МГ-25/40, МГ-40/70, СГ-25/40, СГ-40/70, МГ-130/200, СГ-130/200.
2.3. До выполнения работ по ямочному ремонту производится расстановка дорожных знаков (смотри схемы расстановки).
Перед началом работ необходимо осмотреть и проверить установленное на платформе машины ЭД-105 оборудование. Проверить визуально показания контрольно-измерительных приборов; стрелки должны быть на отметке «0».
Краны и вентили оборудования должны быть закрыты.
Произвести загрузку битуморазогревателя битумом, бункертермоса асфальтобетоном.
При перемещении с одного места производства работ на другое, необходимо приспособление для заливки трещины опустить в горловину на котле для создания циркуляции котел - приспособление - котел. Рукав уложить на платформу, двигатель при этом не выключать.
2.4. Рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью в соответствии с типовыми нормами.
2.5. К работе допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности с учетом специфики работ на комбинированной дорожной машине ЭД-105 (разогрев битума с помощью форсунки).
2.6. В подготовленное ремонтируемое место укладывают горячую асфальтобетонную смесь в один слой, причем она должна быть несколько выше дорожного покрытия с учетом того, что горячие смеси уплотняются с коэффициентом уплотнения 1,25 - 1,35. Места сопряжения вновь уложенного и старого асфальтобетона тщательно заглаживают, чтобы поверхность покрытий была ровной. Для осуществления контроля необходимо вести журналы приготовления смеси, температуры битума, лабораторного контроля качества готовой смеси на АБЗ и укладки, уплотнения смеси по сменам на месте производства работ.
3.1. Исполнители.
1. Машинист автогудронатора 5 разряд (М1) 1
2. Асфальтобетонщик 4 разряд (А1) 1
3. Асфальтобетонщик 3 разряд (А2) 1
4. Асфальтобетонщик 2 разряд (А3) 1
3.2. Машины оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.
№ п/п |
Наименование |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
1. |
Машина дорожная комбинированная ЭД-105 на базе автомобиля ЗИЛ-133 для ремонта асфальтобетонных покрытий |
1 |
2. |
Виброкаток ручной |
2 |
3. |
Комплект временных дорожных знаков и ограждений |
1 |
4. |
Лопата подборочная ЛП-2 |
3 |
5. |
Отбойный молоток |
2 |
6. |
Грабли металлические |
2 |
7. |
Рейка контрольная деревянная трехметровая |
1 |
8. |
Ведро |
1 |
3.3. Спецодежда и спецобувь.
1. Полукомбинезон хлопчатобумажный 4
2. Ботинки кожаные 4 пары
3. Рукавицы брезентовые 3 пары
4. Рукавицы комбинированные 1 пара
5. Наколенники брезентовые 3 пары
6. Жилет сигнальный 3 шт.
3.4. Потребность в материалах на 10 м2 ремонтируемой площади при глубине выбоин до 50 мм: смесь асфальтобетонная горячая мелкозернистая (ГОСТ 9128-84) - 1,19 т; битум жидкий - 5 л; топливо дизельное.
4.1. Работы по ямочному ремонту асфальтобетонных покрытий с применением машин ЭД-105 для ремонта асфальтобетонных покрытий проводятся в следующей технологической последовательности:
- установка и снятие ограждений и переходы рабочих на расстояние до 50 м;
- разломка и обрубка краев покрытия ремонтируемой ямки отбойным молотком;
- очистка ямок от пыли, грязи и обломков покрытия;
- смазка битумом краев покрытия и основания;
- укладка и разравнивание асфальтобетонной смеси;
- укатка смеси вибрационным ручным катком;
- разогрев битума с обслуживанием битумного котла;
- обслуживание компрессора и генератора.
4.2. График трудового процесса (график трудового процесса составлен на ямочный ремонт покрытия площадью 10 м2)
4.3. Схема организации рабочего места
М1, А1, А2, А3 - места нахождения рабочих; 1 - инвентарный барьер; 2 - дорожный знак; 3- конусы направляющие; 4 - выбоины на покрытии; 5 - дорожный знак; 6 - дорожный знак; 7 - машина для ремонта черных покрытий; 8 - карта-вырубка, заполненная асфальтобетонной смесью. Стрелкой указано направление движения звена.
Схема расстановки дорожных знаков при ремонтных работах (объезд по проезжей части).
Схема расстановки дорожных знаков при ремонтных работах (объезд по обочине).
№ п/п |
Наименование операций |
Характеристика приемов труда |
1 |
2 |
3 |
1. |
Установка и снятие ограждений и переходы рабочих на расстояние до 50 м |
а1, А2, а3 - производят установку ограждения и дорожные знаки на места производства работ согласно схеме |
2. |
Разломка и обрубка краев покрытий ремонтируемой ямки отбойным молотком |
А1 - подключает отбойные молотки к компрессору, А1 и А2 - производят вырубку поврежденного участка. После окончания работы А1 отключает отбойные молотки и укладывает их на платформу. |
3. |
Очистка ямок от пыли, грязи и обломков покрытия |
а3 - очищает лопатой вырубленную ямку от пыли, грязи и обломков покрытия. |
4. |
Смазка битумом краев покрытия и основания |
А1 - подключает приспособление для заливки к битуморазогревателю, открывает кран и очищенное от пыли поврежденное место через заливные рукава А1, А2 и а3 обрабатывают горячим битумом. |
5. |
Укладка и разравнивание асфальтобетонной смеси |
а1, А2, а3 - из бункера термоса подают асфальтобетон на обработанную поверхность, разравнивают ее граблями. |
6. |
Укатка асфальтобетонной смеси ручным виброкатком |
Уложенную смесь А2 и А3 - уплотняет виброкатком, А1 - проверяет ровность уложенной смеси контрольной рейкой, в случае отклонения от допустимой нормы - дефекты устраняются. |
7. |
Разогрев битума с обслуживанием битумного котла |
М1 - разжигает форсунку запальником, после прогрева открывается кран подачи топлива в форсунку. При достижении температуры битуморазогревателя 140 - 160 °С форсунка отключается. |
8. |
Обслуживание компрессора и генератора |
М1 - включает компрессор, подключает приспособления для продувки к компрессору во время очистки сжатым воздухом поврежденного места. |