Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве
Настоящий Закон является частью законодательства города Москвы о градостроительстве и регулирует отношения, возникающие в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве, в целях обеспечения прав жителей города Москвы на благоприятную среду жизнедеятельности и защиты прилегающих к участкам строительства территорий от неблагоприятных воздействий, а также устанавливает ответственность за нарушения требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в указанный период.
В настоящем Законе используются понятия, определенные в Градостроительном кодексе Российской Федерации, законах города Москвы о градостроительстве, а также следующие основные понятия:
1) градостроительный объект - отдельное здание, строение, сооружение, в том числе объект транспортной, инженерной инфраструктур, парк, сад, бульвар, сквер, а также градостроительный комплекс, включающий два и более компактно расположенных градостроительных объекта, объединенных общим архитектурно-градостроительным решением;
2) благоприятная среда жизнедеятельности - состояние территории и градостроительных объектов, отвечающее установленным федеральным законодательством и законами города Москвы требованиям защиты территории и населения от опасных воздействий природного и техногенного характера, экологической безопасности и охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия, беспрепятственного доступа граждан к объектам инфраструктуры, надежности инженерного обеспечения и бесперебойного транспортного и коммунально-бытового обслуживания и благоустройства территории, а также иным требованиям, обеспечивающим безопасность и комфортность жизнедеятельности;
3) строительство градостроительного объекта (далее - строительство) - комплекс работ по созданию нового градостроительного объекта и соответствующему инженерному обеспечению и благоустройству территории;
4) реконструкция градостроительного объекта (далее - реконструкция) - комплекс работ по изменению архитектурно-градостроительного решения существующего градостроительного объекта путем создания капитальных пристроек, надстроек, мансард, изменения несущих конструкций и систем инженерного оборудования объекта, а также соответствующего изменения инженерного обеспечения и благоустройства территории;
5) комплексный капитальный ремонт градостроительного объекта (далее - комплексный капитальный ремонт) - комплекс работ по модернизации, частичной замене конструкций, систем инженерного оборудования существующего здания (строения, сооружения), включающих строительно-монтажные, монтажные работы и (или) требующих выделения и обустройства участка строительства;
6) участок строительства - земельный участок, выделенный в установленном федеральным законодательством и законами города Москвы порядке на период строительства, имеющий установленные в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы границы и предназначенный для подготовки и выполнения работ по строительству, реконструкции, комплексному капитальному ремонту, в том числе для размещения временных сооружений, механизмов и оборудования, складирования строительных материалов, изделий и конструкций;
7) территория, прилегающая к участку строительства (далее - прилегающая территория) - территория в границах, определенных в установленном порядке на основе градостроительной документации, подлежащая защите в период строительства от неблагоприятных воздействий, связанных с выполнением работ по строительству, реконструкции, комплексному капитальному ремонту;
8) период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта (далее - период строительства) - период времени от получения разрешения на начало работ по подготовке и обустройству участка строительства до государственной приемки объекта в эксплуатацию, включающий выполнение и завершение всех необходимых работ по строительству, реконструкции, комплексному капитальному ремонту и благоустройству участка строительства и прилегающей территории;
9) разрешение (ордер) на выполнение работ по строительству - документ, являющийся основанием для начала и выполнения исполнителем (подрядчиком) отдельных подготовительных, земляных, строительно-монтажных работ или этапов указанных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией и выдаваемый на основании разрешения на строительство в порядке, установленном федеральным законодательством и законами города Москвы.
Субъектами отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:
1) физические и юридические лица, являющиеся инвесторами, застройщиками (заказчиками), исполнителями (подрядчиками) работ по подготовке и осуществлению строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительного объекта;
2) граждане, проживающие на прилегающих территориях, граждане и юридические лица, являющиеся собственниками, иными законными пользователями объектов недвижимости, в том числе жилых и (или) нежилых помещений или осуществляющие хозяйственную деятельность на прилегающих территориях;
3) органы исполнительной власти города Москвы;
4) органы местного самоуправления в городе Москве;
5) уполномоченные государственные органы экспертизы, уполномоченные органы надзора, контроля за выполнением работ по строительству.
Правовой основой обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) являются Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство, федеральное законодательство о градостроительстве, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании памятников истории и культуры, об особо охраняемых природных территориях, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о лицензировании отдельных видов деятельности, о сертификации продукции и услуг, о стандартизации, земельное законодательство, водное законодательство, законодательство о недрах, а также Устав города Москвы, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.
1. Состояние среды жизнедеятельности на участках строительства и прилегающих к ним территориях в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) должно соответствовать требованиям:
1) безопасности производства работ, строительной техники и оборудования и применяемых материалов, изделий, конструкций, требованиям защиты прилегающих территорий и объектов недвижимости от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, связанным с выполнением работ по строительству, реконструкции и комплексному капитальному ремонту градостроительных объектов;
2) охраны окружающей среды, санитарного благополучия, защиты расположенных на участке строительства и подлежащих сохранению объектов недвижимости, благоустройства, озеленения, технико-эксплуатационным и эстетическим условиям обустройства, содержания и ограждения участков строительства, а также требованиям защиты прилегающих территорий от неблагоприятных воздействий, связанных с производством работ, их транспортным обслуживанием и инженерным обеспечением, в том числе от шумовых воздействий, вибрации, загазованности и запыления атмосферного воздуха, загрязнения почвы и искусственных покрытий поверхности земли;
3) обеспечения беспрепятственного безопасного доступа граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, отдыха и озеленения, а также требованиям комплексного благоустройства, инженерного обеспечения прилегающих территорий, бесперебойного транспортного и коммунально-бытового обслуживания населения;
4) иным требованиям по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, установленным федеральным законодательством, законами и другими нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Требования по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) обязательны для застройщиков (заказчиков), разработчиков градостроительной и проектной документации, исполнителей работ по подготовке и осуществлению строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта. Указанные лица несут ответственность за нарушение требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Выполнение требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства достигается:
1) обеспечением прав граждан, их объединений и юридических лиц на информирование и участие в подготовке решений по защите, благоустройству, обслуживанию прилегающих территорий в период строительства;
2) государственным нормированием проектирования, организации и выполнения работ по строительству, реконструкции и комплексному капитальному ремонту в части защиты, благоустройства и обслуживания территорий в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта);
3) обязательностью государственной экспертизы положений градостроительной и проектной документации в части обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта);
4) исполнением обязательств по договору (контракту) между городом Москвой и застройщиком (заказчиком);
5) включением в состав требований разрешенного использования земельного участка требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта);
6) выдачей разрешений на выполнение работ по строительству;
7) государственным, муниципальным и общественным контролем за выполнением работ и приемкой в эксплуатацию законченных строительством объектов;
8) приостановлением, прекращением работ, ведущихся с нарушением требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности;
9) привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства;
10) возмещением вреда, причиненного среде жизнедеятельности, гражданам, юридическим лицам вследствие нарушения в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности.
1. Граждане, проживающие на прилегающей к участкам строительства территории, граждане и юридические лица, являющиеся собственниками и иными законными пользователями объектов недвижимости на указанных выше территориях, а также органы территориального общественного самоуправления, общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны благоприятной среды жизнедеятельности, вправе получать информацию о градостроительной и проектной документации (ее подготовке) в части вопросов обеспечения в ней требований благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, направлять свои обращения в органы местного самоуправления, в территориальные органы исполнительной власти города Москвы, проводить независимую экспертизу указанной документации до ее утверждения в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы, а также осуществлять иные действия, направленные на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства на прилегающих территориях, в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Территориальные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией рассматривают обращения граждан и юридических лиц по указанным в части 1 настоящей статьи вопросам и предоставляют гражданам и юридическим лицам обоснованные ответы в порядке, установленном федеральным законодательством и законами города Москвы.
3. Разногласия и споры по вопросам обеспечения прав граждан и юридических лиц в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) решаются путем согласительных процедур в порядке, установленном федеральным законодательством, нормативными правовыми актами города Москвы, или судом.
4. Граждане и юридические лица вправе безотлагательно, но не позднее семи дней со дня обращения получать информацию о наличии оформленных в установленном порядке разрешений на выполнение работ по строительству градостроительных объектов в органе государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы, в уполномоченном органе исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора, соответствующем территориальном органе исполнительной власти города Москвы.
5. В случае непредоставления информации, ее несвоевременного предоставления, предоставления неполной и (или) недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности и ее предполагаемых изменениях граждане и юридические лица имеют право обращаться в суд.
1. Строительные нормы и правила города Москвы, направленные на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, должны содержать положения, определяющие:
1) порядок и правила установления границ участков строительства;
2) порядок и правила установления границ прилегающих территорий;
3) нормы и правила, обеспечивающие защиту прилегающих территорий в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и от неблагоприятных воздействий, связанных с выполнением работ по строительству, в соответствии с требованиями безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны окружающей среды;
4) нормы и правила инженерного обеспечения, организации транспортного, культурно-бытового и коммунально-бытового обслуживания, организации пешеходного движения на прилегающих территориях в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта);
5) нормы и правила комплексного благоустройства и озеленения, в том числе в случаях, установленных законодательством, - компенсационного озеленения прилегающих территорий в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта);
6) нормы и правила устройства ограждений, обустройства, содержания, инженерного обеспечения и транспортного обслуживания участков строительства;
7) нормы и правила, обеспечивающие безопасность работ по строительству и предотвращение возникновения в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
8) нормативные сроки продолжительности строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) и отдельных видов подготовительных, земляных и строительно-монтажных работ и порядок их выполнения, в том числе в ночное время суток, в выходные дни, в дни государственных праздников;
9) порядок получения разрешений на выполнение работ по строительству;
10) порядок приостановления, прекращения работ по строительству в случаях возникновения непредвиденных угроз безопасности или нарушений установленного порядка выполнения работ, правила содержания участков строительства, прилегающих территорий после приостановления, прекращения работ;
11) нормы и правила, обеспечивающие комплексное благоустройство участков строительства и прилегающих территорий после завершения работ по строительству (реконструкции, комплексному капитальному ремонту);
12) порядок государственной приемки и ввода в эксплуатацию завершенных строительством объектов;
13) особенности обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства на территориях, отнесенных к различным типам функционального, строительного, ландшафтного назначения в соответствии с Законом города Москвы от 9 декабря 1998 года N 28 "О градостроительном зонировании территории города Москвы";
14) специальные правила по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности на особо охраняемых природных территориях и иных территориях природного комплекса;
15) специальные правила по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности на территориях объектов культурного наследия и зон их охраны;
16) состав и порядок разработки, согласования и утверждения разделов градостроительной документации, содержащих меры по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта);
17) состав и порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации, содержащей меры по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), включая проекты организации строительства и проекты производства работ.
2. Строительные нормы и правила города Москвы, направленные на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), утверждаются и вводятся в действие нормативными правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.
3. Строительные нормы и правила города Москвы до их утверждения подлежат государственной экологической экспертизе, государственной вневедомственной экспертизе, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора в строительстве, уполномоченным органом государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы, органом архитектуры и градостроительства города Москвы, уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области природопользования и охраны окружающей среды, органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Москве, уполномоченным государственным органом по гражданской обороне и предотвращению чрезвычайных ситуаций в городе Москве, уполномоченным органом государственной противопожарной службы в городе Москве, уполномоченным органом государственной инспекции безопасности дорожного движения в городе Москве, уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в области жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, топливно-энергетического хозяйства, транспорта и связи, префектами административных округов города Москвы с учетом заключений глав управ районов и органов местного самоуправления.
4. Строительные нормы и правила города Москвы, содержащие положения, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и города Москвы, должны соответствовать федеральным строительным нормам и правилам, а также подлежат согласованию в части указанных положений с федеральным органом исполнительной власти в области архитектуры и градостроительства. Правительство Москвы может устанавливать дополнительные по сравнению с установленными федеральными строительными нормами и правилами требования по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, учитывающие градостроительные и иные особенности города Москвы.
5. Утвержденные Правительством Москвы строительные нормы и правила подлежат регистрации в порядке, установленном законодательством, после чего подлежат опубликованию.
6. Нарушение при проектировании, строительстве, реконструкции, комплексном капитальном ремонте строительных норм и правил города Москвы в части требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) является основанием для привлечения виновных в указанных нарушениях к административной ответственности, а также для обращения в суд.
Проекты планировки, градостроительные обоснования строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов должны содержать оценки предполагаемого воздействия работ по строительству на состояние территории в период строительства, определять территории, подлежащие защите от неблагоприятных воздействий в период строительства. Градостроительная документация, содержащая указанные в настоящей статье положения, подлежит согласованию с уполномоченными органами государственного надзора, соответствующими территориальными органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления, уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области природопользования и охраны окружающей среды, подлежит государственной экологической экспертизе и государственной вневедомственной экспертизе в соответствии с федеральным законодательством.
1. В актах разрешенного использования земельных участков в соответствии с градостроительной документацией должны быть указаны ограничения для установления границ участка строительства, прилегающие территории, подлежащие защите, благоустройству в период строительства, требования к разработке в проектной документации мероприятий по защите прилегающей территории в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), а при необходимости - требования к выполнению в целях обоснования проектных решений по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства предпроектных научно-исследовательских работ, изысканий, обследований территории, объектов недвижимости, зеленых насаждений.
2. Требования обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, содержащиеся в актах разрешенного использования земельных участков, подлежат обязательному включению в условия конкурсов на строительство, реконструкцию, комплексный капитальный ремонт градостроительных объектов.
3. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы должны включать в состав договоров (контрактов) с застройщиками (заказчиками) взаимные обязательства города Москвы и застройщиков (заказчиков) по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства в соответствии с актом разрешенного использования земельного участка.
1. Проект организации строительства, разрабатываемый в составе проектной документации, должен в соответствии с актом разрешенного использования земельного участка, градостроительными, строительными и санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами устанавливать границы участка строительства, определять проектные решения на участке строительства и прилегающей территории по предотвращению чрезвычайных ситуаций, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды, благоустройству, озеленению, организации транспортного и пешеходного движения, размещению стоянок индивидуальных автомобилей и остановок общественного транспорта, инженерному обеспечению, организации обслуживания населения в период строительства, а также определять сроки и очередность выполнения работ. Указанные в настоящей части проектные решения подлежат в течение 30 дней согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями, государственной экспертизе градостроительной и проектной документации, а также подлежат государственной экологической экспертизе в порядке и в сроки, установленные законодательством.
2. В случаях, когда требования законодательства по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) могут быть выполнены только путем осуществления конструктивных, инженерно-технических и иных мероприятий в отношении не принадлежащих застройщику (заказчику) объектов недвижимости на прилегающей к участку строительства территории, такие мероприятия должны предусматриваться проектной документацией при условии письменного согласия собственников указанных объектов недвижимости (или управомоченных ими лиц) и осуществления указанных мероприятий за счет средств застройщика (заказчика).
1. Подготовка и выполнение работ по строительству (реконструкции, комплексному капитальному ремонту) осуществляются в соответствии с градостроительными, строительными, санитарными нормами и правилами и утвержденной в установленном порядке проектной документацией при наличии у застройщика (заказчика) разрешения на строительство.
2. Основанием для выполнения исполнителем (подрядчиком) подготовительных, земляных, строительно-монтажных работ, работ по благоустройству на участке строительства и прилегающей территории являются разрешение на производство строительно-монтажных работ, выдаваемое органом государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы, и ордер на производство подготовительных, земляных и строительных работ, выдаваемый уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора.
Формы, порядок выдачи, порядок продления сроков действия, порядок прекращения действия указанных выше разрешений, ордеров, а также перечень видов работ, для выполнения которых не требуется получение разрешений, ордеров, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с законодательством.
3. Производство подготовительных, земляных и строительных работ всех видов и на всех этапах разрешается только после выполнения соответствующих мер по обеспечению безопасности, благоустройства, обслуживания прилегающей территории в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), предусмотренных утвержденным проектом организации строительства.
4. Даты начала и завершения работ по строительству устанавливаются ордером на производство подготовительных, земляных и строительных работ в соответствии с утвержденным проектом организации строительства.
5. Не позднее чем за семь дней до начала работ по подготовке участка строительства и прилегающей к нему территории застройщик (заказчик) обязан установить на границе участки строительства стенд, доступный для обозрения с прилегающей к участку строительства территории и содержащий информацию о проекте строительства, реконструкции, о мерах по благоустройству и обслуживанию прилегающей территории в период строительства, о разрешении на строительство, о заказчике и исполнителе (подрядчике) работ, о плановых сроках выполнения работ, об уполномоченных органах, в которые следует обращаться по вопросам строительства, реконструкции. Требования к размещению указанных информационных стендов, их составу и оформлению устанавливаются органом архитектуры и градостроительства города Москвы.
1. Приемка в эксплуатацию завершенного строительством объекта осуществляется только при условии выполнения в полном объеме работ по благоустройству участка строительства и прилегающей к нему территории в соответствии с проектной документацией, градостроительными, строительными и санитарными нормами и правилами в части комплексного благоустройства территории.
2. В период, когда по климатическим условиям (с ноября по апрель) не могут быть проведены работы по благоустройству и озеленению, объект может быть принят в эксплуатацию с не завершенными в полном объеме работами по благоустройству и озеленению. В этом случае к акту приемки объекта в эксплуатацию должна быть приложена письменная гарантия застройщика (заказчика) и исполнителя (подрядчика) работ завершить работы по благоустройству и озеленению в разумные сроки.
3. Порядок приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов, порядок обжалования решений о приемке (об отказе в приемке) в эксплуатацию объектов устанавливаются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с действующим законодательством.
4. Комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов создаются (кроме предусмотренных законодательством случаев создания ведомственных комиссий) префектами соответствующих административных округов. Должностные лица уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора, должностные лица соответствующих управ районов, органов местного самоуправления участвуют в работе указанных комиссий, подписывают акты приемки объектов в эксплуатацию. Акты приемки объектов в эксплуатацию утверждаются префектами административных округов.
5. Префекты административных округов, должностные лица уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора, управ районов, а также должностные лица органов местного самоуправления участвуют в работе ведомственных комиссий по приемке объектов в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством.
1. Состояние среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) подлежит государственному, муниципальному и общественному контролю.
2. Государственный контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) осуществляют: орган государственного архитектурно-строительного надзора в городе Москве, иные специально уполномоченные органы государственного надзора в соответствии с их компетенцией, установленной федеральным законодательством, уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в соответствии с их компетенцией, установленной законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
3. Мероприятия по контролю за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства осуществляются только на основании соответствующих распоряжений (приказов) уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы в области контроля за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства.
4. Уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в области контроля за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) на участках строительства и прилегающих территориях являются:
1) уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора;
2) уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области природопользования и охраны окружающей среды;
3) территориальные органы исполнительной власти города Москвы.
5. Обязательному государственному контролю за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) на участках строительства и прилегающих территориях подлежат:
1) соответствие выполняемых работ, состояния участка строительства, прилегающей к нему территории и объекта строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта утвержденной проектной документации, включая проект организации строительства;
2) соответствие выполняемых работ, состояния участка строительства, прилегающей к нему территории, объекта строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта и используемой техники действующим нормативным правовым актам в области строительства, безопасности территории, санитарно-эпидемиологического благополучия, природопользования и охраны окружающей среды, территорий природного комплекса и зеленых насаждений, охраны памятников истории и культуры, использования и охраны земель, благоустройства территории, иным требованиям законодательства;
3) наличие разрешений на производство строительно-монтажных работ, ордеров на производство подготовительных, земляных и строительных работ, рабочей документации, соответствующей требованиям строительных норм и правил, лицензий на выполнение подлежащих лицензированию работ, сертификатов подлежащей обязательной сертификации продукции (строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования);
4) соблюдение установленных сроков выполнения подготовительных, земляных и строительных работ, работ по благоустройству и озеленению территории;
5) своевременность и надлежащее устранение выявленных нарушений требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства.
6. Организация государственного контроля должна обеспечивать своевременное, комплексное и полное выявление и устранение нарушений требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), исключая при этом неоправданное нарушение порядка и графиков выполнения работ. В этих целях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора осуществляет координацию контрольной деятельности уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, а также (если иное не установлено законодательством) координацию контрольной деятельности специально уполномоченных органов государственного надзора, обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления. Порядок осуществления органами исполнительной власти города Москвы контроля за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы со специально уполномоченными органами государственного надзора устанавливается Правительством Москвы совместно с указанными специально уполномоченными органами, если иное не установлено законодательством.
7. Должностные лица уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы в области контроля за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) имеют в пределах своих полномочий и в установленном порядке право:
1) участвовать в проверках, осуществляемых специально уполномоченными органами государственного надзора, получать информацию о результатах проверок, проводимых специально уполномоченными органами государственного надзора;
2) привлекать к проверкам представителей специально уполномоченных органов государственного надзора;
3) беспрепятственно находиться и исполнять свои обязанности на территории участка строительства и прилегающей территории;
4) требовать от застройщиков (заказчиков), исполнителей (подрядчиков) работ предъявления разрешений на строительство, разрешений на производство строительно-монтажных работ, ордеров на производство подготовительных, земляных и строительных работ, утвержденной проектной документации, рабочей документации, а в случаях, установленных законодательством, - соответствующих лицензий, сертификатов;
5) направлять в федеральные органы исполнительной власти, в Правительство Москвы, в прокуратуру, в суд материалы проверок для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности за нарушение требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства;
6) предоставлять в средства массовой информации данные о результатах проверок и мерах по устранению нарушений.
8. По результатам контроля должностным лицом (лицами) уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области контроля за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В случае выявления по результатам контроля административного правонарушения должностным лицом (лицами) уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области контроля за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений. Протокол подписывается уполномоченным должностным лицом (лицами), установившим нарушения, регистрируется в установленном порядке. Копии протокола передаются под расписку ответственным представителям застройщика (заказчика) и исполнителя (подрядчика) работ. Протокол является основанием для привлечения к ответственности виновных в нарушении требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства. Предписанием является письменный документ, содержащий указание уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы (должностного лица) в области контроля за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства о необходимости совершения действий, направленных на устранение выявленных правонарушений в указанный в предписании срок.
9. Муниципальный контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) на территориях муниципальных образований осуществляют во взаимодействии с государственными органами соответствующие органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных федеральным законодательством и законами города Москвы.
10. Органы местного самоуправления имеют право:
1) самостоятельно проверять в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) состояние прилегающих территорий и внешний вид участков строительства, требовать от исполнителей (подрядчиков) работ предъявления ордеров на выполнение работ на прилегающих территориях, копий разрешений на строительство, материалов проектной документации в части защиты и благоустройства прилегающих территорий, внешнего вида участка строительства;
2) требовать по результатам самостоятельных проверок или на основании обращения граждан проведения проверок состояния среды жизнедеятельности в период строительства органами государственного контроля;
3) участвовать, если иное не установлено законодательством, в проверках, осуществляемых органами государственного контроля;
4) требовать по результатам проверок принятия органами государственного контроля решений об устранении выявленных нарушений, о прекращении работ, ведущихся с нарушениями;
5) получать от органов государственного контроля своевременную информацию о принятых ими мерах по устранению нарушений требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта).
11. Требования, предъявляемые в пределах их полномочий органами и должностными лицами, осуществляющими контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), обязательны для застройщиков (заказчиков), исполнителей (подрядчиков) работ независимо от форм собственности организаций, являющихся застройщиками (заказчиками), исполнителями (подрядчиками) работ.
12. Действия или бездействие органов и должностных лиц, осуществляющих контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), могут быть обжалованы в суде.
13. Общественный контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) осуществляют уполномоченные представители граждан, являющихся законными пользователями объектов недвижимости, расположенных на прилегающих к участкам строительства территориях, а также уполномоченные представители органов территориального общественного самоуправления и иных объединений указанных выше граждан, уполномоченные представители общественных объединений, фондов и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности. Общественный контроль проводится в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы. Лица, осуществляющие общественный контроль, имеют право:
1) участвовать в проверках, проводимых органами государственного контроля, органами местного самоуправления, если иное не установлено законодательством;
2) получать в органах государственного контроля информацию о наличии разрешений на строительство, ордеров на выполнение работ на прилегающих территориях;
3) получать через органы государственного контроля доступ к проектной документации в части ее положений по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства;
4) требовать от органов государственного контроля, органов местного самоуправления проведения проверок состояния среды жизнедеятельности в период строительства;
5) получать от органов государственного контроля, органов местного самоуправления информацию о результатах проверок и мерах по устранению выявленных нарушений.
1. Ответственность за нарушение требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) устанавливается федеральным законодательством, настоящим Законом и иными законами города Москвы.
2. Выполнение работ, требующих разрешений на производство строительно-монтажных работ, ордеров на выполнение подготовительных, земляных и строительных работ, без получения указанных разрешений, ордеров или по истечении сроков их действия влечет за собой ответственность, установленную законодательством об административных правонарушениях.
3. Выполнение работ с нарушением строительных норм и правил города Москвы, указанных в статье 6 настоящего Закона, с нарушением утвержденной проектной документации, включая проект организации строительства, влечет за собой ответственность, установленную законодательством об административных правонарушениях.
4. Приостановление основных подготовительных, земляных, строительных работ, работ по благоустройству прилегающей территории, ведущихся с оформленными соответствующим протоколом нарушениями, на срок более десяти дней влечет за собой приостановление действия разрешения на строительство.
5. Неисполнение, ненадлежащее, несвоевременное исполнение оформленных соответствующим протоколом (предписанием) требований уполномоченных органов государственного контроля за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) влечет за собой ответственность, установленную законодательством об административных правонарушениях, а также приостановление действия разрешения на строительство в порядке, установленном законом города Москвы.
6. Существенные нарушения требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), создающие угрозу безопасности населения и территории, нарушающие установленный проектом организации строительства режим бесперебойного инженерного обеспечения, транспортного и коммунально-бытового обслуживания прилегающих территорий в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), влекут за собой прекращение действия разрешения на строительство в порядке, установленном законом города Москвы, а в случаях, установленных законодательством, - лишение исполнителя (подрядчика) лицензий на выполнение работ, подлежащих лицензированию.
7. Работы, ведущиеся с нарушениями требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), приостанавливают: уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора, Правительство Москвы, а в случаях, установленных законодательством, - специально уполномоченные органы государственного надзора.
8. Должностные лица, ответственные за соблюдение требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), несут ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством.
Вред, причиненный среде жизнедеятельности, гражданам и юридическим лицам вследствие нарушения требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством.
1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
2. Правительству Москвы привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев после вступления его в силу, а также разработать и утвердить в установленном порядке нормативные правовые акты, необходимые для реализации норм настоящего Закона, в течение девяти месяцев после вступления его в силу.
Москва,
Московская городская Дума
11 июня 2003 года
N 41