Закон г. Москвы от 4 июля 2007 г. N 31
О городских почвах
(с изменениями от 21 ноября 2007 г., 10 июня 2009 г.)
Настоящий Закон регулирует отношения по охране, рациональному использованию, восстановлению, улучшению городских почв и направлен на обеспечение выполнения городскими почвами экологических функций, в том числе произрастания травянистой и древесно-кустарниковой растительности, а также на сохранение благоприятной окружающей среды в городе Москве.
1. Почвы - компонент природной среды, представляющий собой поверхностный слой Земли, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов, продуктов их жизнедеятельности, являющийся средой обитания растений, животных и микроорганизмов, а также выполняющий экологические функции.
2. Городские почвы - покрывающие территорию города Москвы естественные, измененные, а также искусственно созданные почвы мощностью в пределах одного метра.
3. Измененные (антропогенно нарушенные) почвы - почвы, образующиеся в результате загрязнения, захламления и иного антропогенного воздействия на почвы.
4. Искусственно созданные почвы - сформированная с применением специальных технологий почвоподобная масса, способная выполнять экологические функции почв.
5. Состояние городских почв - совокупность показателей, характеризующих состав, строение и свойства городских почв.
6. Качество городских почв - совокупность свойств почв, определяющих характер и эффективность участия почв в обеспечении на территории города Москвы благоприятной среды обитания человека, растений и животных.
7. Экологические функции городских почв - способность почв обеспечивать произрастание травянистой и древесно-кустарниковой растительности, жизнедеятельность почвенных организмов, поглощать загрязняющие вещества и предотвращать их проникновение в сопредельные природные среды и поддерживать биоразнообразие на территории города Москвы.
8. Плодородный слой почвы - верхняя часть почвы, обладающая благоприятными для роста растений свойствами (плодородием).
9. Охрана городских почв - комплекс правовых, организационных, экономических и других мер, направленных на сохранение, восстановление, улучшение качества городских почв, недопущение их нерационального использования, а также предотвращение загрязнения, захламления и других негативных воздействий на состояние городских почв.
10. Рациональное использование городских почв - экономически, экологически и социально обоснованное использование почв собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории города Москвы без снижения плодородия почв, способности выполнять ими экологические функции.
11. Деградация городских почв - изменение состояния городских почв, выражающееся в снижении или утрате ими способности выполнять экологические функции в результате загрязнения, захламления, нарушения и иного ухудшения качества городских почв, вызванных хозяйственной и иной антропогенной деятельностью либо природными явлениями на территории города Москвы.
12. Загрязнение городских почв - поступление в почвы химических, радиоактивных, других вредных веществ и микроорганизмов, которые вызывают ухудшение качества городских почв, негативно воздействуют на другие компоненты природной среды и окружающую среду города Москвы в целом.
13. Захламление городских почв - размещение на поверхности или в толще почвы отходов производства и потребления, а также других предметов, которые ухудшают качество городских почв, негативно воздействуют на другие компоненты природной среды и окружающую среду города Москвы в целом.
14. Нарушение городских почв - негативное изменение строения городских почв, включая снятие почвы, ее перемещение.
15. Запечатывание территории - покрытие поверхности территории водо- и воздухонепроницаемыми материалами вследствие застройки, асфальтирования и иной деятельности.
16. Улучшение городских почв - меры по систематическому улучшению физических, физико-химических и биологических свойств городских почв, осуществляемые в ходе использования земель в соответствии с их целевым назначением и функциональным зонированием территории и направленные на обеспечение способности почв выполнять экологические функции.
17. Восстановление городских почв - меры, осуществляемые при проведении рекультивации земель, санации (очистки) и реабилитации загрязненных, захламленных, нарушенных или подвергшихся иным видам деградации городских почв и направленные на восстановление утраченной способности почв выполнять экологические функции.
18. Вред, причиненный городским почвам, - изменение состояния городских почв, приводящее к частичной или полной утрате способности городских почв выполнять экологические функции в результате неправомерных действий (бездействия) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе в результате неправомерного запечатывания территории.
19. Компенсационное оздоровление городских почв - восстановление или улучшение городских почв за счет средств физических или юридических лиц, деятельность которых привела к запечатыванию территории.
20. Почвогрунт - обладающая плодородием почвенная масса, созданная искусственно, или плодородный слой, снятый с поверхности земельного участка.
Законодательство города Москвы в области охраны и рационального использования городских почв основывается на Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, Уставе города Москвы и состоит из настоящего Закона, иных законов города Москвы и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов города Москвы.
Основными принципами охраны и рационального использования городских почв являются:
1) максимальное сохранение и улучшение городских почв и их плодородного слоя;
2) учет и соблюдение установленных минимальных размеров территорий с открытыми (незапечатанными) почвами;
3) своевременное выявление деградации городских почв, обеспечение снижения негативного воздействия на городские почвы;
4) гласность, полнота и достоверность информации об экологическом состоянии городских почв и принимаемых мерах по их улучшению;
5) обязательное возмещение вреда, причиненного городским почвам;
6) обязательность соблюдения показателей качества городских почв.
В области охраны и рационального использования городских почв граждане и общественные объединения имеют право:
1) обращаться в органы государственной власти города Москвы, организации за получением достоверной информации о состоянии городских почв и принимаемых мерах по их охране, а также с предложениями об отмене решений органов исполнительной власти города Москвы о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на городские почвы, нарушающих требования законодательства города Москвы в области охраны и рационального использования городских почв;
2) сообщать в соответствующие органы государственной власти о фактах нарушения установленных требований по охране и рациональному использованию городских почв;
3) содействовать органам государственной власти города Москвы в осуществлении мероприятий по охране и рациональному использованию городских почв;
4) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством.
Мерами по обеспечению охраны городских почв являются:
1) принятие и выполнение городских целевых программ в области охраны и рационального использования почв;
2) восстановление деградированных городских почв;
3) осуществление мониторинга городских почв;
4) установление обязанностей собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по обеспечению охраны почв, их рациональному использованию и сохранению плодородия почв;
5) обязательное компенсационное оздоровление городских почв в соответствии с требованиями настоящего Закона - в случае запечатывания территории;
6) установление минимальных размеров территорий с открытыми (незапечатанными) почвами;
7) экономическое регулирование охраны и рационального использования почв;
8) применение административной и иных видов ответственности за нарушение установленных требований в области охраны и рационального использования городских почв;
9) иные меры, предусмотренные законодательством.
1. Работы по восстановлению городских почв осуществляются в соответствии с земельным законодательством и настоящим Законом, а также в соответствии с установленными требованиями к качеству городских почв за счет средств физических или юридических лиц, деятельность которых привела к деградации городских почв.
2. Работы по улучшению городских почв осуществляются в соответствии с земельным законодательством и настоящим Законом за счет средств собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также иных средств в соответствии с частью 2 статьи 22 настоящего Закона.
3. В целях восстановления и улучшения городских почв на объектах благоустройства и озеленения в городе Москве осуществляются мероприятия по:
1) созданию производства почвогрунтов, которые применяются после частичной или полной замены непригодных для использования почв;
2) развитию и реализации технологий санации и реабилитации городских почв, подвергшихся деградации;
3) разработке и внедрению иных современных методов восстановления деградированных городских почв.
4. Порядок осуществления мероприятий по восстановлению и улучшению городских почв устанавливается Правительством Москвы.
1. Физические и юридические лица, деятельность которых может привести к нарушению городских почв, их запечатыванию, обязаны обеспечить снятие, транспортировку и сохранение плодородного слоя почвы.
2. Снятый плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель, восстановления деградированных городских почв в установленном порядке.
3. При невозможности использования плодородного слоя почвы (почвогрунтов) для рекультивации земель, с поверхности которых он был снят, данный плодородный слой используется на других земельных участках для восстановления деградированных городских почв, повышения плодородия почвы, а также в других целях.
4. Порядок осуществления снятия, транспортировки и сохранения плодородного слоя почвы на территории города Москвы устанавливается Правительством Москвы.
1. В целях предотвращения запечатывания территорий в результате застройки, асфальтирования и иной деятельности устанавливаются минимальные размеры территорий, которые должны оставаться открытыми (незапечатанными) в пределах функциональных планировочных образований в соответствии с функциональным назначением и ландшафтным зонированием территории.
2. Минимальные размеры территорий с открытыми (незапечатанными) почвами должны в обязательном порядке учитываться органами исполнительной власти города Москвы при принятии решений о предоставлении земельных участков под застройку и другие виды деятельности, приводящие к запечатыванию территории.
3. Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков обязаны осуществлять строительные и иные виды работ, приводящие к запечатыванию территории, при наличии положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве.
4. Минимальные размеры территорий с открытыми (незапечатанными) почвами устанавливаются Правительством Москвы.
5. Неправомерно запечатанные территории подлежат распечатыванию, а нарушенные городские почвы - восстановлению физическими или юридическими лицами, виновными в неправомерном запечатывании, в соответствии с требованиями настоящего Закона.
1. Физические и юридические лица, осуществляющие строительство, асфальтирование и иные виды работ, приводящие к запечатыванию территории, обязаны обеспечить проведение компенсационного оздоровления городских почв.
2. Компенсационное оздоровление городских почв осуществляется специализированными организациями путем проведения рекультивационных, реабилитационных работ и (или) работ по санации городских почв за счет средств лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, на земельных участках с деградированными городскими почвами, а также на территориях, с которых выводятся предприятия. Размер компенсационных выплат определяется на основании методики, утверждаемой Правительством Москвы.
3. Средства, взимаемые в целях компенсационного оздоровления городских почв с лиц, осуществляющих запечатывание территории, поступают в бюджет города Москвы и используются на проведение работ, указанных в части 2 настоящей статьи. Использование указанных средств в иных целях запрещается.
4. Местоположение, размер земельных участков, на которых планируется проводить компенсационное оздоровление городских почв, а также виды и объем проводимых рекультивационных, реабилитационных работ и (или) работ по санации городских почв определяются органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве.
5. Порядок осуществления компенсационного оздоровления городских почв определяется Правительством Москвы.
При использовании городских почв должны выполняться следующие требования:
1) соблюдение федерального законодательства, законов города Москвы, а также иных нормативных правовых актов города Москвы в области охраны и рационального использования городских почв;
2) осуществление необходимых мероприятий по охране почв, их рациональному использованию, сохранению плодородия почв, а также мероприятий по предотвращению деградации городских почв в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы;
3) принятие мер по устранению последствий негативных воздействий на городские почвы и восстановлению деградированных городских почв;
4) информирование органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, о неблагоприятном воздействии на почвы, а также связанной с ним опасности для здоровья, благополучия населения, окружающей среды;
5) осуществление мер по рекультивации земель и восстановлению городских почв в соответствии с установленными требованиями к их качеству и составу в зависимости от дальнейшего функционального использования данной территории - в случае ликвидации, консервации, вывода или перебазирования предприятий;
6) ввоз на территорию города Москвы почвогрунтов при наличии документов, предусмотренных нормативными правовыми актами города Москвы;
7) использование на объектах благоустройства и озеленения почво-грунтов, соответствующих экологическим требованиям, установленным нормативными правовыми актами города Москвы. В случае их несоответствия установленным требованиям, они подлежат вывозу с объекта благоустройства и озеленения в порядке, определяемом Правительством Москвы;
8) осуществление работ по задернению (созданию газона) или мульчированию городских почв (покрытию поверхности почв водо- и воздухопроницаемыми материалами) в соответствии с Правилами создания, содержания, охраны зеленых насаждений, утвержденными Правительством Москвы;
9) исполнение иных предусмотренных нормативными правовыми актами города Москвы требований по охране и рациональному использованию городских почв.
1. При планировании и осуществлении градостроительной деятельности должны предусматриваться меры по охране городских почв, в том числе:
1) соблюдение установленных минимальных размеров территорий с открытыми (незапечатанными) почвами;
2) снятие плодородного слоя почвы при проведении строительных работ с последующим его рациональным использованием;
3) предотвращение и устранение последствий деградации городских почв;
4) сохранение и улучшение городских почв.
2. В целях минимизации негативного воздействия на городские почвы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности не допускается:
1) проведение работ с нарушением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и правовых актов города Москвы, которые могут привести к деградации городских почв, неправомерному запечатыванию территории;
2) снятие, транспортировка (перемещение), хранение плодородного слоя почвы на территории города Москвы в нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами города Москвы;
3) применение солей и других химических реактивов в качестве противогололедных средств, если это может причинить существенный вред почвам;
4) проведение иных видов работ, причиняющих существенный вред городским почвам.
3. Отвод земель под строительство должен производиться с учетом установленного минимального размера территории с открытыми (незапечатанными) почвами в пределах конкретного функционального планировочного образования.
4. При проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий, строений, сооружений и других объектов, а также при внедрении новой техники и технологий, оказывающих воздействие на состояние городских почв, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране городских почв.
5. В ходе проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится оценка воздействия на городские почвы.
6. При осуществлении градостроительной деятельности в составе проектной документации для конкретного объекта строительства должны содержаться требования к качеству городских почв, которые заказчики, застройщики обязаны соблюдать.
7. Рекреационная, физкультурно-оздоровительная и другие виды деятельности, не относящиеся к хозяйственной, осуществляются с учетом сохранения и восстановления городских почв.
8. Величина существенного вреда, причиненного городским почвам, определяется Правительством Москвы при утверждении методики оценки размера вреда, причиненного городским почвам.
1. Мониторинг городских почв представляет собой систему непрерывных наблюдений за состоянием городских почв, оценки и прогноза изменений состояния городских почв под воздействием природных и антропогенных факторов.
2. Целями мониторинга городских почв являются:
1) оценка соответствия качества городских почв установленным нормативам, экологическим требованиям в зависимости от функционального назначения территорий и целевого использования городских почв;
2) своевременное выявление негативных изменений состояния городских почв, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по их устранению;
3) выявление источников негативного воздействия на городские почвы, оценка характера и уровня воздействия указанных источников, прогноз и выработка рекомендаций по устранению либо минимизации негативных воздействий на городские почвы;
4) оценка совокупного воздействия источников негативного воздействия на городские почвы в пределах конкретной территории;
5) оценка воздействия противогололедных средств на состояние городских почв;
6) информационное обеспечение осуществления государственного контроля в области охраны и рационального использования городских почв, иных функций управления в указанной области, проведения государственных экспертиз;
7) обеспечение граждан информацией о состоянии городских почв.
3. Мониторинг городских почв является составной частью экологического мониторинга и мониторинга земель города Москвы и осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства города Москвы.
1. Обследование городских почв проводится в целях определения их состояния (в том числе после восстановления и улучшения), выявления земельных участков или их частей, представляющих опасность для других компонентов окружающей среды и здоровья человека.
вследствие деградации городских почв, а также в целях определения размера вреда, причиненного городским почвам, окружающей среде вследствие деградации городских почв.
2. Проведение обследования городских почв обеспечивается органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве. Обследование проводится аккредитованными в установленном порядке организациями. Результаты обследования городских почв оформляются актом обследования, форма которого утверждается Правительством Москвы.
3. При продаже земельных участков Правительством Москвы, а также предоставлении их в аренду (в том числе путем продажи права аренды земельного участка) или на иных правах проводится обследование городских почв за счет средств бюджета города Москвы, по результатам которого составляется акт обследования. Акт обследования включается в состав конкурсной документации (документации об аукционе) и является приложением к договору купли-продажи, договору аренды земельного участка и иным договорам. В случае если по результатам обследования городских почв выявлено несоответствие их качества установленным требованиям, в договор купли-продажи, договор аренды земельного участка и иные договоры включается условие о проведении работ по восстановлению городских почв покупателем, арендатором земельного участка в установленный Правительством Москвы срок.
4. При прекращении договора аренды земельного участка обследование городских почв осуществляется за счет средств арендатора земельного участка. В случае выявления несоответствия качества городских почв установленным требованиям, арендатор обязан провести мероприятия по восстановлению почв.
5. При продаже, предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в собственности гражданина или юридического лица, либо распоряжении им иным образом обследование городских почв осуществляется за счет средств собственника земельного участка. Акт обследования прилагается к договору купли-продажи, договору аренды земельного участка, другим договорам. В случае если обследование городских почв не проведено, ответственность за их состояние несет новый собственник, арендатор, иной правообладатель земельного участка.
6. При ликвидации, консервации, выводе или перебазировании объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почвы, обследование городских почв осуществляется за счет средств владельцев указанных объектов.
7. Порядок проведения обследования городских почв устанавливается Правительством Москвы.
1. В целях оценки состояния городских почв устанавливаются показатели качества городских почв и показатели допустимого воздействия на городские почвы.
2. Показатели и уровни допустимых значений качества городских почв устанавливаются в зависимости от функционального назначения территорий города Москвы в соответствии с химическими, физическими, биологическими и иными показателями. Показатели качества городских почв для конкретных территорий города Москвы могут корректироваться при изменении их функционального назначения.
3. Показатели качества городских почв учитываются при принятии проектных и хозяйственных решений органами исполнительной власти города Москвы.
4. В целях сохранения городских почв и обеспечения экологической безопасности при осуществлении физическими и юридическими лицами хозяйственной и иной деятельности устанавливаются показатели и уровни допустимого воздействия на городские почвы, условия использования земельных участков, почвы на которых подверглись негативным воздействиям, превышающим допустимые уровни.
5. Порядок разработки, согласования и утверждения показателей и уровней допустимых значений качества городских почв устанавливается Правительством Москвы.
6. Порядок утверждения показателей и уровней допустимого воздействия на городские почвы в целях оценки состояния городских почв в рамках настоящего Закона устанавливается Правительством Москвы в соответствии с санитарными правилами и гигиеническими нормативами.
1. Реестр городских почв представляет собой свод данных о типах, подтипах, видах городских почв, их количестве, а также о качестве городских почв.
2. Реестр городских почв ведется на основании сведений, содержащихся в паспортах городских почв, данных мониторинга и данных, полученных в результате обследования городских почв.
3. Ведение реестра городских почв осуществляется в целях обеспечения жителей города Москвы, органов государственной власти, организаций достоверной информацией о качестве городских почв, а также в иных целях.
4. Реестр городских почв ведется органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, по форме, утвержденной Правительством Москвы.
1. Паспорт городских почв является документом, содержащим сведения о состоянии почв на конкретном земельном участке и происходящих в них в результате хозяйственной и иной деятельности изменениях, а также кадастровый номер земельного участка.
2. В паспорт городских почв включаются сведения, полученные в результате мониторинга, обследования, инвентаризации (выявления и систематизации с определением площадей и качества) городских почв.
3. Порядок составления, согласования, выдачи и регистрации паспортов городских почв устанавливается Правительством Москвы.
Законом г. Москвы от 10 июня 2009 г. N 19 в часть 1 статьи 17 настоящего Закона внесены изменения
1. Почвенная карта города Москвы составляется с использованием данных мониторинга, обследования, реестра городских почв, государственного кадастра недвижимости, а также иной документированной информации о городских почвах.
2. На почвенной карте города Москвы отображаются все городские почвы, в том числе деградированные почвы и почвы, требующие особой охраны.
3. Порядок ведения почвенной карты города Москвы определяется Правительством Москвы.
1. Подтверждение соответствия городских почв может носить добровольный или обязательный характер.
2. Добровольное подтверждение соответствия городских почв может осуществляться для установления соответствия городских почв национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
3. Обязательное подтверждение соответствия городских почв осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
1. Физические и юридические лица, причинившие вред городским почвам, обязаны возместить его в полном объеме.
2. Возмещение вреда, причиненного городским почвам, осуществляется виновным лицом добровольно или по решению суда. Определение размера вреда, причиненного городским почвам, осуществляется в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке.
3. Возмещение вреда, причиненного городским почвам, производится в денежной или натуральной форме. Форма возмещения вреда определяется органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве.
При возмещении вреда, причиненного городским почвам, в денежной форме физические или юридические лица, его причинившие, перечисляют в бюджет города Москвы денежную сумму (платеж) в размере, определенном в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке.
1. Возмещение вреда, причиненного городским почвам, в натуральной форме осуществляется путем проведения специализированными организациями рекультивационных, реабилитационных работ и (или) работ по санации городских почв за счет средств физических или юридических лиц, причинивших вред.
2. Возмещение вреда, причиненного городским почвам, в натуральной форме при неправомерном запечатывании территории осуществляется физическими или юридическими лицами путем проведения мероприятий по ее распечатыванию и обеспечению в установленном порядке восстановления городских почв.
3. Вред, причиненный городским почвам, считается возмещенным в натуральной форме после составления акта приемки проведенных работ органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве.
1. Мерами экономического регулирования охраны, рационального использования городских почв являются:
1) организация финансирования и кредитования мероприятий по охране, рациональному использованию городских почв;
2) экономическое стимулирование охраны и рационального использования городских почв собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков;
3) иные меры.
2. Источниками финансирования мероприятий по охране, рациональному использованию городских почв являются средства бюджета города Москвы, средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, безвозмездные или благотворительные взносы и пожертвования, иные не запрещенные законодательством источники.
3. Деятельность по охране, рациональному использованию городских почв осуществляется в рамках реализации городских целевых программ в области охраны и рационального использования городских почв и иных нормативных правовых актов города Москвы.
4. Собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в установленном порядке могут предоставляться льготы по плате за землю и иные льготы в случае внедрения ими почвозащитных технологий, проведения мероприятий по восстановлению и улучшению городских почв, осуществления других мер по их охране и рациональному использованию.
Государственный контроль за соблюдением требований по охране и рациональному использованию городских почв является частью государственного экологического контроля и осуществляется органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве.
Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 статья 24 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.
Нарушения в области охраны и рационального использования городских почв влекут административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 статья 25 исключена с 1 января 2008 г.
Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 статья 26 исключена с 1 января 2008 г.
Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 статья 27 исключена с 1 января 2008 г.
Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 статья 28 исключена с 1 января 2008 г.
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившей силу статью 21.1 Закона города Москвы от 12 мая 2004 года № 32 «О государственном экологическом контроле в городе Москве».
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Москва,
Московская городская Дума
4 июля 2007 г.
N 31