ГОСТ Р 51248-99
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПУТИ НАЗЕМНЫЕ
РЕЛЬСОВЫЕ
КРАНОВЫЕ
Общие технические требования
ГОССТРОЙ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН АОЗТ «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт организации, механизации и технической помощи строительству» и Техническим комитетом по стандартизации (ТК 376) «Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования»
2 СОГЛАСОВАН с Госгортехнадзором России
3 ВНЕСЕН Управлением механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России
4 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Госстроя России от 18 февраля 1999 г. № 8.
5 ВЗАМЕН СНиП 3.08.01-85
СОДЕРЖАНИЕ
4 Требования к устройству рельсовых путей
Настоящий стандарт является основополагающим нормативным документом, обязательным для исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками, связанными с проектированием, устройством и эксплуатацией наземных рельсовых крановых путей.
При разработке требований стандарта учитывались современные достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт, а также требования международных стандартов по рельсовым крановым путям.
Основными отличиями этого стандарта являются приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности работы людей, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием грузоподъемной техники.
В стандарте содержатся, в основном, требования к эксплуатационным характеристикам рельсовых путей, удовлетворяющие потребителя и обеспечивающие безопасную их эксплуатацию.
Средства и способы обеспечения этих требований, а также более подробное описание конструкции, методов расчета и применяемых материалов излагаются в разрабатываемых сводах правил по проектированию, устройству и эксплуатации наземных рельсовых крановых путей.
Настоящий стандарт разработан АОЗТ ЦНИИОМПТ (ответственный исполнитель - Ю.А. Корытов) и Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 (ответственный исполнитель - Н.Д. Тимофеев) под руководством Управления механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России (Д.П. Добжинский).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПУТИ НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ КРАНОВЫЕ
Общие технические требования
TRACKS OVERLAND RAIL CRANE
Principal specifications
Дата введения 1999-06-01
Настоящий стандарт распространяется на наземные рельсовые пути, предназначенные для передвижения грузоподъемных кранов (башенных, козловых) и устанавливает требования по их проектированию, устройству и эксплуатации.
Требования стандарта являются обязательными, кроме 4.2.5; 4.3.1; 4.3.7; 4.7; 5.8 и таблицы 1, которые носят рекомендательный характер.
Стандарт может применяться для сертификации.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности
ГОСТ 23407-78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия
Международный стандарт ИСО 4310. Краны. Правила и методы испытаний
ПБ 10-14-92 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Госгортехнадзор России)
Правила устройства электроустановок (Госэнергонадзор России)
Правила технической эксплуатации электроустановок (Госэнергонадзор России).
3.1 Устройство и эксплуатация рельсовых путей должны осуществляться по проектной и конструкторской документации, разрабатываемой в соответствии с требованиями настоящего стандарта и нормативно-технической документации на проектные работы.
3.2 Организации, разрабатывающие проектную и конструкторскую документацию и осуществляющие устройство и эксплуатацию рельсовых путей, должны иметь лицензии на соответствующие виды деятельности, выданные органами лицензирования Госстроя России и Госгортехнадзора России.
3.3 Рельсовый путь включает: нижнее и верхнее строения, путевое оборудование.
3.3.1 В состав нижнего строения рельсового пути входят: земляное полотно и водоотводное устройство.
3.3.2 В состав верхнего строения рельсового пути входят: балластная призма, подрельсовые опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления.
3.3.3 В состав путевого оборудования рельсового пути входят: тупиковые упоры, лотки для предотвращения износа кабеля, питающего электроэнергией кран, ограничители передвижения, ограждение, заземление и предупреждающие знаки.
3.4 Комплект документов должен содержать:
проектную и конструкторскую документацию;
паспорта и сертификаты на элементы (комплектующие изделия и материалы), входящие в состав рельсового пути;
акт сдачи-приемки кранового рельсового пути в эксплуатацию (акт комплексного обследования кранового пути);
разрешение на пуск в работу рельсового пути.
3.5 В составе проектной документации на рельсовый путь приводятся:
выкопировка из стройгенплана;
проект рельсового пути;
проект производства работ на устройство рельсового пути;
требования по эксплуатации рельсового пути.
3.5.1 Проект рельсового пути должен содержать:
план рельсового пути с указанием основных размеров и участка для стоянки крана в нерабочем положении;
конструкцию верхнего строения рельсового пути (тип рельса, подрельсовый опорный элемент, расстояния между ними, тип или конструкция стыковых скреплений, материал и размеры балластного слоя);
конструкцию земляного полотна (поперечный профиль с размерами, расположение и тип водоотводных устройств, степень уплотнения земляного полотна);
допуски, контролируемые при устройстве и эксплуатации;
конструкцию тупиковых упоров, схему заземления рельсового пути;
конструкцию переезда через рельсовые пути для автомобильного транспорта (при необходимости);
указания о месте монтажа крана и регламенте обкатки рельсового пути*;
__________
* Обкатку рельсового пути следует производить краном, башня которого смонтирована на минимальное исполнение, согласно паспортной характеристике.
пояснительную записку с расчетами и обоснованиями проектных и конструкторских решений.
3.5.2 Проект производства работ (ППР) по устройству рельсового пути должен содержать:
состав и способы производства работ;
методы контроля;
браковочные требования на элементы рельсового пути;
способы устранения отклонений рельсового пути в плане и в вертикальной плоскости от нормативных значений;
периодичность обследования и технического обслуживания.
4.1 Общий вид и основные контролируемые параметры рельсовых путей указаны на рисунке 1.
1
- рельсовый путь; 2 - башенный кран; 3 - водоотводное устройство;
4 - ограждение; 5 - возводимое здание
Контролируемые параметры:
А - ширина земляного полотна;
Б = (R - 0,5 K) + 0,7 м - минимальное расстояние от выступающей части здания (штабеля) до оси рельса;
В - база крана;
К - колея пути;
R - наибольший радиус поворотной части крана;
I = (hу/К) - поперечный уклон пути;
hб - толщина балласта;
S - отклонение от прямолинейности рельсового пути;
L* - расстояние от оси (торца) рельса до ограждения (не менее размера «Б»).
Рисунок 1 - Общий вид и основные
контролируемые параметры
наземных рельсовых крановых путей
4.2 К нижнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:
4.2.1 Перед устройством земляного полотна под рельсовые пути должны быть выполнены все работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций.
Подземные коммуникации, расположенные в зоне крановых нагрузок, следует проверить расчетом на прочность и, при необходимости, защитить от деформации и разрушения.
4.2.2 Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003;
поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в пределах 0,008 - 0,01 в сторону от обслуживаемого объекта;
земляное полотно, сложенное из дренирующего грунта, допускается выполнять горизонтальным.
4.2.3 Плотность грунта земляного полотна (выемки и нулевого места) должна быть в пределах 1,55 - 1,75 г/см3 коэффициент уплотнения насыпного грунта земляного полотна - не менее 0,95. Способы уплотнения грунта и методы контроля за его плотностью определяются проектом.
4.2.4 Земляное полотно должно иметь эффективное водоотводящее устройство.
4.2.5 Устройство земляного полотна в зимний период должно осуществляться по отдельным требованиям к проекту кранового пути с учетом специфики климатических зон.
При устойчивой отрицательной температуре окружающего воздуха во время нахождения крана на объекте допускается укладывать балластный слой без предварительного уплотнения грунтового основания.
4.3 К верхнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:
4.3.1 Верхнее строение рельсового пути может возводиться как из отдельных элементов, так и с использованием инвентарных секций.
В качестве подрельсовых опорных элементов могут применяться деревянные полушпалы, брусья или железобетонные балки.
4.3.2 Толщина балластного слоя определяется проектом на основании расчетов и зависит от нагрузки на колесо крана, вида грунтового основания, материала балласта и конструкции подрельсовых опорных элементов.
Ориентировочная толщина балласта (для составления технико-экономического обоснования проекта) приведена в таблице 1.
4.3.3 При устройстве рельсового пути с полушпалами стыки рельсов следует располагать между полушпалами, а с железобетонными продольными подрельсовыми элементами - над их стыками.
4.3.4 Конструкции болтовых соединений рельсов должны исключать ослабление затяжки (должны применяться пружинные шайбы, шплинты и т.п.).
4.3.5 Величина зазора в рельсовом стыке не должна превышать 12 мм. Смещение торцов стыкуемых рельсов не должно превышать в плане 2 мм и по высоте 3 мм.
4.3.6 Длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 м в каждую сторону.
4.3.7 При применении железобетонных подрельсовых опорных элементов (балки, плиты, шпалы) между рельсами и поверхностями этих опорных элементов должны устанавливаться прокладки соответствующей упругости.
4.3.8 Допускаемые отклонения размеров рельсовых путей от проектного значения при их устройстве приведены в таблице 2.
4.4 Расстояния выступающих частей крана до зданий, сооружений, штабелей грузов должны соответствовать требованиям ст. 4.14.5 ПБ 10-14-92и ГОСТ 12.3.009-76
4.5 К путевому оборудованию рельсового пути предъявляют следующие требования:
4.5.1 На концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5 м) должны быть установлены тупиковые упоры, предназначенные для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.
Упоры должны быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным.
Рельсовые пути должны иметь в поперечном направлении фиксирующие элементы (стяжки-распорки), которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в промежутке - не менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25 м.
В миллиметрах
Нагрузка от колеса на рельс, кН |
Ориентировочная толщина балласта hб |
|||||||||||
щебеночного под железобетонными балками |
песчаного под железобетонными балками |
щебеночного под деревянными полушпалами |
||||||||||
при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов |
при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов |
при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов |
при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов |
при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов |
при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов |
|||||||
Р 50 |
Р 65 |
Р 50 |
Р 65 |
Р 50 |
Р 65 |
Р 50 |
Р 65 |
Р 50 |
Р 65 |
Р 50 |
Р 65 |
|
До 200 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
270 |
230 |
100 |
100 |
От 200 до 225 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
320 |
280 |
100 |
100 |
От 225 до 250 |
140 |
120 |
100 |
100 |
150 |
130 |
100 |
100 |
370 |
330 |
100 |
100 |
От 250 до 275 |
210 |
190 |
100 |
100 |
220 |
200 |
100 |
100 |
420 |
380 |
100 |
100 |
От 275 до 300 |
300 |
280 |
130 |
110 |
350 |
330 |
130 |
110 |
- |
- |
- |
- |
От 300 до 325 |
430 |
360 |
150 |
130 |
530 |
520 |
210 |
190 |
- |
- |
- |
- |
Примечания1 При нагрузке на колесо более 275 кН рекомендуется применять железобетонные опорные подрельсовые элементы. 2 Расстояние между осями полушпал следует принимать 500 мм с допускаемыми отклонениями ± 50 мм. 3 В качестве щебеночного балласта следует применять щебень из естественного камня фракции 25 - 60 мм, гравий и гравийно-песчаную смесь фракции 3 - 60 мм (гравий) и 0,63 - 3 мм (песок) по массе не более 20 %. 4 Для изготовления подкрановых рельсовых путей должны применяться новые или старогодние рельсы I и II групп годности. |
Параметры |
Предельная величина отклонения при |
|
устройстве |
эксплуатации |
|
Продольный и поперечный уклоны рельсового пути* |
Не более 0,004 |
Не более 0,01 |
Колея рельсового пути |
± 10мм от номинального размера |
± 15 мм от номинального размера |
Прямолинейность рельсового пути на участке длиной 10 м для кранов: |
|
|
с жесткими ходовыми рамами |
Не более 15 мм |
Не более 20 мм |
с балансирными тележками |
Не более 20 мм |
Не более 25 мм |
Упругая просадка рельсового пути при максимальной нагрузке на колесо крана и конструкции верхнего строения: |
|
|
из деревянных полушпалах |
Не более 7 мм |
Не более 7 мм |
на железобетонных балках |
Не более 5 мм |
Не более 5 мм |
* На участке пути, равном по длине двум базам крана (2 В), поперечные знакопеременные уклоны в указанных значениях не допускаются. |
4.5.2 Ограничители передвижения должны быть установлены таким образом, чтобы отключение двигателя механизма передвижения крана происходило на расстоянии не менее тормозного пути до тупикового упора.
4.5.3 Устройство заземления пути необходимо выполнять в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок.
4.5.4 Знаки безопасности выставляют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76
Ограждение рельсового пути следует выполнять по ГОСТ 23407-78 На рельсовом пути участок стоянки крана в нерабочем состоянии должен быть обозначен табличкой «Место стоянки крана».
4.5.5 Ограничители передвижения и тупиковые упоры должны быть окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76 .
Металлические детали должны быть предохранены от коррозии.
4.6 Кроме общих требований к устройству рельсовых путей, изложенных в 4.3 и 4.5, следует руководствоваться также условиями на укладку рельсового пути, которые должны содержаться в паспорте крана, соответствующем требованиям международного стандарта ИСО 4310.
4.7 Рельсовый путь перед сдачей-приемкой подлежит обкатке. Обкатка пути производится не менее 10 раз краном без груза и не менее 5 раз с максимальным рабочим грузом. Просадка пути и выявленные дефекты устраняются.
4.8 Готовность рельсового пути к эксплуатации подтверждается актом сдачи-приемки пути по форме в соответствии с приложением 8 ПБ 10-14-92 или актом комплексного обследования крановых путей (5.3).
4.9 Разрешение на эксплуатацию рельсового пути выдается инженерно-техническим работником но надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, назначенным согласно требованиям ст. 7.4.2 ПБ 10-14-92 на основании акта сдачи-приемки или акта комплексного обследования крановых путей.
5.1 Рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, обслуживанию и ремонту.
5.2 Проверка состояния рельсового пути включает:
ежесменный осмотр;
плановую или внеочередную проверку.
5.2.1 Ежесменный осмотр рельсового пути осуществляется машинистом крана в объеме, предусмотренном производственной инструкцией.
В случае обнаружения неисправностей в известность ставится лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин.
5.2.2 Плановая проверка состояния рельсового пути проводится после каждых 24 смен работы крана и осуществляется под руководством инженерно-технического работника, ответственного по ст. 7.4.5 ПБ 10-14-92
Плановая проверка устанавливает соответствие контролируемых параметров рельсовых путей требованиям настоящего стандарта, проектной и конструкторской документации, и подтверждает, что состояние верхнего строения и путевого оборудования обеспечивают безопасную работу крана.
Результаты плановых проверок заносятся в вахтенный журнал работы крановщика.
Внеочередную проверку рельсовых путей проводят после особо неблагоприятных эксплуатационных условий (ливни, продолжительные оттепели и т.д.), отрицательно влияющих на состояние земляного полотна и балластного слоя, а также при замечаниях машиниста крана.
5.3 Периодическое комплексное обследование* рельсовых путей проводится специализированными организациями, имеющими государственную лицензию на этот вид деятельности, и включает выполнение следующего комплекса работ:
проверку наличия и состояния эксплуатационной службы и службы надзора за качеством рельсовых путей;
проверку наличия проектной и эксплуатационной документации;
поэлементное обследование рельсовых путей, включая оценку фактического состояния и остаточного ресурса основных элементов верхнего строения рельсового пути;
подготовку результатов комплексного обследования: инструментальные замеры, данные упругой просадки, ведомость дефектов и др.
Результаты комплексного обследования оформляются актом.
Периодичность комплексного обследования рельсовых путей определяется проектом, но должна проводиться не реже 1 раза в 3 года**.
_________
* Порядок и процедура комплексного обследования рельсовых путей регламентируются соответствующими нормативными документами.
** Допускается по согласованию с органами Госгортехнадзора периодичность комплексного обследования увеличивать до 5 лет для редко используемых кранов (не более 500 маш.-ч/год).
5.4 По результатам плановых или внеочередных проверок и комплексного обследования рельсовых путей проводятся работы по их техническому обслуживанию и устранению выявленных дефектов, включая:
восстановление земляного полотна и балластной призмы до проектных значений;
рихтовку и выправку пути по уровню;
подтяжку ослабленных болтовых и винтовых соединений, а также креплений с помощью костылей;
регулировку зазоров в стыках рельсов и выключающих линеек;
восстановление поврежденных участков верхнего строения и контуров заземления;
замену дефектных элементов верхнего строения и путевого оборудования рельсового пути;
очистку водоотводящего устройства.
5.5 Не допускается эксплуатация рельсового пути при следующих дефектах:
5.5.1 На рабочих поверхностях имеются вмятины, лыски и волнистость более 5 мм.
5.5.2 В болтовых соединениях рельсового пути отсутствуют исправные стопорные детали (пружинные шайбы, шплинты и т.п.) или они затянуты с нарушением момента затяжки, указанного в конструкторской документации.
5.5.3 Наличие трещин в рельсах, в тупиковых упорах, в том числе в сварных швах.
5.5.4 Коррозия деталей рельсового пути в глубину более 4 мм.
5.5.5 Уменьшение площади опирания нижней поверхности подрельсовых опорных элементов - полушпал и балок рельсового пути на площади более 10 %.
5.5.6 В железобетонных подрельсовых элементах имеются обнажения и обрывы арматуры, сплошные опоясывающие и продольные длиной более 300 мм трещины с раскрытием более 0,3 мм, сколы бетона более 100 мм для полушпал и 250 мм для балок.
5.5.7 В деревянных полушпалах имеются: излом, поперечные трещины длиной по торцу более его половины, продольные трещины глубиной более 50 мм и длиной более 300 мм, поверхностная гниль более 20 мм под подкладками и более 60 мм на остальных поверхностях деревянных элементов.
5.6 Эксплуатация и контроль за устройствами заземления должны осуществляться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок.
5.7 Предельные значения отклонений элементов верхнего строения и тупикового оборудования, при которых дальнейшая эксплуатация рельсового пути не допускается, указаны в таблице 2.
5.8 При установке на рельсовых путях грузоподъемных кранов, изготовленных за рубежом, представляется заключение специализированных организаций, имеющих право комплексного обследования крановых путей грузоподъемных машин.
Ключевые слова: крановый путь, нижнее и верхнее строение рельсового пути, путевое оборудование, тупиковые упоры, балластная призма, земляное полотно, контролируемые параметры, допуски, уклон, просадка