Приказ 7 «Об утверждении Положения об органе по регулированию цен и тарифов на услуги ЖКХ»

Приказ Госстроя России

от 09.07.99 № 7

«Об утверждении Положения об органе по регулированию цен и тарифов на услуги ЖКХ»

В целях реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 425 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 18, ст. 2131), и Концепции ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, одобренной на заседании Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 22.01.99 г., ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об органе по регулированию цен и тарифов на услуги ЖКХ.

2. Управлению реформирования жилищно-коммунального хозяйства (Дронов А.А.) обеспечить в 1999 году доведение указанного Положения до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Госстроя России Чернышова Л.Н.

Первый заместитель Председателя                                                           С.И. Круглик

Положение об органе по регулированию цен и тарифов на услуги ЖКХ

I. Общие положения

1.1. Настоящее «Положение» разработано на основании действующего законодательства и определяет вопросы представления, согласования и утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

1.2. Понятия, использованные в настоящем Положении:

локальная естественная монополия - состояние товарного рынка, характеризующееся отсутствием конкуренции в производстве и поставке жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в силу технологических особенностей производства, невозможностью замены ЖКУ другими услугами, или товарами, практической независимостью спроса на данном товарном рынке от уровня цен на предоставляемые услуги;

субъект локальной естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров - поставкой ЖКУ потребителям - на товарных рынках в условиях естественной монополии: предприятие или организация водопроводно-канализационного хозяйства, тепло-, энергоснабжения, жилищного хозяйства и т.д.;

ценообразование - формирование органами местного самоуправления коммерческими организациями тарифов на жилищно-коммунальные услуги (размера платы за услуги);

регулируемая цена - цена товара, услуги (тариф), складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на эту цену, в том числе путем установления ее предельной или фиксированной величины;

тарифы на ЖКУ - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за жилищно-коммунальные услуги;

регулируемая деятельность - производственно-хозяйственная и предпринимательская деятельность в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, подлежащая регулированию на основании действующего законодательства;

период регулирования - временный интервал (квартал, полугодие, год), принимаемый для расчета показателей, включаемых в предложения по установлению тарифов (размера платы за услуги);

потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар (услугу), производимый хозяйствующим субъектом;

регулирующий орган - орган по регулированию тарифов на услуги ЖКХ, создаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления. Регулирующий орган может быть создан в виде специализированной постоянно действующей межведомственной комиссии или путем передачи прав, обязанностей и полномочий регулирующего органа подразделению органа исполнительной власти. Соответствующим подразделением является: отдел, управление, департамент администрации.

1.3. Регулирующий орган создается, реорганизуется и ликвидируется по инициативе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, действует на основании утверждаемого ими Положения и наделяется соответствующими правами по формированию ценовой политики и разработке нормативно-информационной базы в жилищно-коммунальном хозяйстве.

1.4. В своей деятельности регулирующий орган руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями, приказами Госстроя России, иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления, действующими в сфере его компетенции.

II. Основные задачи

2.1. Основными задачами регулирующего органа являются:

- проведение единой политики в области ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- осуществление регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, обеспечивающее согласование интересов производителей и потребителей ЖКУ;

- разработка нормативно-методической базы для осуществления политики регулирования тарифов;

- содействие созданию благоприятных экономических условий для привлечения инвестиций в ЖКХ;

- защита социально-экономических интересов потребителей, прежде всего населения, от монопольного увеличения тарифов на ЖКУ;

- мониторинг и анализ существующих цен и тарифов на ЖКУ.

III. Функции

3.1. В соответствии с возложенными на регулирующий орган задачами он осуществляет следующие функции:

- определяет сферы регулирования и формирует реестр организаций, в отношении которых осуществляется регулирование и контроль;

- определяет группы потребителей;

разрабатывает, рассматривает и готовит к утверждению в пределах своей компетенции тарифы на ЖКУ;

- определяет методы ценового регулирования для каждого вида жилищно-коммунальных услуг;

- проверяет хозяйственную деятельность регулируемых предприятий в части, затрагивающей формирование тарифов;

- разрабатывает и утверждает примерные договоры для регулируемых предприятий в случае предоставления ему данного права соответствующими органами власти;

- рассматривает разногласия и споры между регулируемой организацией и ее потребителями;

- проводит анализ ценообразующих факторов в ЖКХ;

- участвует в разработке методических и нормативных документах по вопросам ценообразования на жилищно-коммунальные услуги муниципальных образований;

- представляет в Госстрой России данные, необходимые для формирования федеральных стандартов.

IV. Права и ответственность

4.1. Регулирующий орган в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за:

- экономическую обоснованность тарифов (размеров платы за услуги);

- своевременность введения тарифов;

- разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну регулируемых предприятий.

4.2. При рассмотрении предложений по регулированию тарифов регулирующий орган обеспечивает открытость для потребителей, производителей и поставщиков услуг процесса установления тарифов.

4.3. Регулирующий орган обязан информировать общественность через средства массовой информации о любых изменениях в тарифах на жилищно-коммунальный услуги перед их практическим введением.

4.4. Регулирующий орган устанавливает период регулирования.

4.5. Регулирующий орган устанавливает условия, при наличии которых субъекты локальных естественных монополий имеют право представить предложения о пересмотре тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

4.6. Основными условиями для пересмотра тарифов на ЖКУ являются:

изменение затрат на производство жилищно-коммунальных услуг более, чем на 5 процентов, вызванное ростом цен на топливо, электроэнергию, оборудование, другие материальные ресурсы, изменением условий оплаты труда и тарифного соглашения;

изменение перечня и размера, установленных нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обязательных отчислений и платежей;

изменение процентной ставки Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков по долгосрочным кредитам на внутреннем рынке.

4.7. Регулирующий орган определяет порядок подачи предложений по изменению величины тарифов на ЖКУ, их рассмотрения и утверждения.

4.8. Регулирующий орган утверждает список и типовые формы документов, предоставляемых для рассмотрения тарифов, а также для контроля за регулируемыми предприятиями по каждому регулируемому виду деятельности.

4.9. Типовые формы, предоставляемые для утверждения тарифа, должны содержать информацию, необходимую для принятия обоснованного решения.

4.10. В типовых формах должны быть отражены основные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов на текущий и планируемый периоды:

Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности:

- затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию;

- затраты на повышение эффективности работы (приложение: программа повышения эффективности производства);

- затраты по обеспечению экологической безопасности;

- затраты на оплату труда (приложение: расчет по основным категориям работающих);

- оплата процентов за кредиты;

- расчет прибыли.

Показатели, характеризующие систему производства и управления предприятием:

- индикаторы качества предоставляемых услуг: соответствие параметров энергоресурсов нормативным значениям;

- индикаторы эффективности производства: процент производственных потерь, затраты энергии и топлива на единицу услуги, доля численности работающих к общему числу потребителей, затраты на эксплуатацию и обслуживание на единицу натурального показателя услуги;

- дополнительные производственные показатели: среднесуточное количество производимых услуг, установленные производственные мощности, количество обслуживаемых потребителей по основным группам.

План капитальных работ на регулируемый период с указанием источников финансирования.

Форма типового договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг.

4.11. Регулирующий орган осуществляет контроль обоснованности уровня тарифов и уровня рентабельности на жилищно-коммунальные услуги.

4.12. Регулирующий орган оказывает методическую помощь отраслевым предприятиям в заполнении типовых форм.

4.13. Формирует информационно-нормативную базу по ценообразованию в жилищно-коммунальном хозяйстве.

4.14. В случае нарушения и невыполнения решений по вопросам тарифов на ЖКУ регулирующий орган вправе:

- принять в соответствии со своими полномочиями решения или подготовить рекомендации по принятию решений по фактам нарушения хозяйствующими субъектами и направить им обязательные для исполнения предписания об их устранении;

- временно снизить регулируемому предприятию тарифы или рекомендовать временно снизить тарифы на величину, необходимую для компенсации убытков понесенных потребителями и подготовить соответствующее решение;

- обращаться в соответствующие органы с целью привлечения привлечь к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей регулируемых организаций, в случае их неправомерных действий;

- принять участие при рассмотрении в суде дел, возбужденных по фактам невыполнения решений регулирующего органа, принятых в пределах его полномочий, и привлечения к административной ответственности виновных должностных лиц.

V. Состав регулирующего органа

5.1. Регулирующий орган возглавляется руководителем (начальником). Количественный и персональный состав регулирующего органа утверждается постановлением главы соответствующей администрации. В состав регулирующего органа должны войти специалисты, постоянно работающие на профессиональной основе, привлекаемые эксперты, представители потребителей в лице соответствующих сотрудников территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства, представители Комитетов по защите прав потребителей, представители общественных жилищных организаций (ТОСы, союзы, ассоциации ЖСК, ТСЖ, жилищные движения, Советы ветеранов и т.д.), представители регулируемых предприятий и соответствующие руководители профильных отделов администрации.

5.2. Руководитель регулирующего органа:

- осуществляет руководство и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на регулирующий орган задач и осуществление им своих функций;

- представляет регулирующий орган во взаимоотношениях с другими организациями, органах государственного управления, арбитражных и иных судах, контролирующих органах, налоговых службах;

- организует работу регулирующего органа;

- устанавливает степень ответственности, права и обязанности своих заместителей;

- подписывает протоколы решений.

5.3. Руководитель может приостановить выполнение решения регулирующего органа с целью проведения дополнительной работы по отдельным вопросам (в исключительных случаях).

5.4. Регулирующий орган правомочен, принимать решения при наличии двух третей своего состава. Соответствующие решения принимаются регулирующим органом двумя третями голосов, присутствующих на заседании, путем открытого голосования.

5.5. В состав регулирующего органа не должны включаться лица, имеющие финансовые и иные личные интересы в хозяйствующих субъектах, регулируемых в соответствии с данным положением.

5.6. В целях обеспечения объективности оценки представленных предложений и обоснованности расчетов регулирующий орган или субъект локальной естественной монополии может привлекать независимых экспертов, заключение которых представляется на заседании регулирующего органа до принятия решения об установлении и сроках введения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

VI. Организационные вопросы

6.1. Источники финансирования регулирующего органа определяются в соответствии с Положением об органе по регулированию цен и тарифов на услуги ЖКХ, утвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

6.2. Источниками финансирования могут быть:

- средства бюджетов различных уровней;

- внебюджетные фонды.

6.3. Регулирующий орган представляет в государственные органы информацию по вопросам ценообразования и регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги в регионе.

6.4. Регулирующий орган разрабатывает и утверждает Порядок (Процедуру) представления, согласования и утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги и согласовывает его с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления. Разработка Процедуры должна быть осуществлена регулирующим органом в течение двух месяцев с момента его формирования и утверждения положения о нем.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения. 1

II. Основные задачи. 2

III. Функции. 2

IV. Права и ответственность. 3

V. Состав регулирующего органа. 4

VI. Организационные вопросы.. 5