Правительство Москвы
Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы
ПОРЯДОК
определения стоимости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в Москве и ЛПЗП
МРР-3.2.09-96
СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
В ПРОЕКТНОМ КОМПЛЕКСЕ
Москва 1996
Правительство Москвы
Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы
ПОРЯДОК
определения стоимости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в Москве и ЛПЗП
МРР-3.2.09-96
Согласовано:
Заместитель руководителя Председатель
Департамента экономической Москомархитектуры
политики и развития Москвы В.Ф. Иликов Л.В. Вавакин
Начальник Мосгорэкспертизы Заместитель
А.Л. Воронин председателя
Москомархитектуры
В.Г. Семенов
Заместитель начальника управления Заместитель начальника
Департамента экономической политики Координационно-
и развития Москвы маркетингового
Г.Г. Страшнов управления
Ю.В. Минаев
Москва 1996
Порядок определения стойкости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в Москве и ЛПЗП - М., НИАЦ.
Порядок подготовлен специалистами проектно-строительного инвестиционного комплекса Москвы в составе В.К. Соболева, В.А. Епифанова, И.Л. Дроновой под руководством заместителя начальника координационно-маркетингового управления Москомархитектуры Ю.В. Минаева.
Порядок предназначен для использования при определении работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в городе Москве и лесопарковом защитном поясе (ЛПЗП).
В условиях рыночных отношений возникла острая необходимость в принципиально новой системе ценообразования при оплате услуг, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации, учитывающей, в первую очередь, некоторые особенности, вытекающие из «Порядка согласования проектно-сметной документации для строительства в г. Москве, и ЛПЗП» (распоряжение вице-мэра от 2612.91 г. № 426-РВМ), а также других распорядительных документов, выпущенных ранее по данному вопросу.
В настоящее время определение стоимости услуг, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации, осуществляется организациями исполнителями с использованием различных методических подходов, не всегда отвечающих современным критериям оценки работ.
Методические подходы определения стоимости работ, связанных с согласованиями, изложены в «Порядке», предусматривают унификацию расчетов стоимости услуг по согласованию, независимо от профессиональной принадлежности и юридического статуса.
«Порядок определения стоимости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в Москве и ЛПЗП» базируется на системе, которая соответствующим образом учитывает характерные особенности каждого вида согласований и ориентирована, преимущественно, на профессиональный уровень работников, участвующих в согласовании предпроектной и проектной документации, на степень ее сложности и количества вопросов подлежащих рассмотрению, а также трудоемкость интеллектуального и другого труда, используемого в процессе согласования.
Порядок согласований определен действующими нормативными документами, постановлениями правительства Российской Федерации, распоряжениями мэра и правительства Москвы, в том числе:
- «Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве» (распоряжение мэра от 11.11.94 г., № Р561-РМ);
- «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации» Госстроя России 1994 г.;
- «Порядок определения стоимости проектных работ для строительства в Москве и ЛПЗП», утвержденный распоряжением мера Москвы от 22.12.92 г. № 580-РМ;
- «Порядок определения стоимости работ за проведение экспертизы ТЭО и проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории РСФСР», утвержденный постановлением Госстроя РСФСР от 01.10.91 № 136;
- «Порядок определения стоимости работ по согласованию проектной документации Управлением Архитектурного совета и согласования проектов Москомархитектуры», утвержденный распоряжением правительства Москвы от 30.06.92 № 1597-РП;
- распоряжение вице-мэра от 26.12.91 № 426-РВМ «О порядке согласования проектно-сметной документации на строительство объектов в Москве и ЛПЗП».
Настоящий документ разработан авторским коллективом под руководством заместителя начальника Управления координации и маркетинга Москомархитектуры Ю.В. Минаева.
Порядок носит рекомендательный характер и служит для определения базовой стоимости работ по согласованию предпроектной и проектной документации.
Методические положения определения стоимости работ, связанных с согласованиями, изложенные в «Порядке», будут положены в основу разработки Ценника на услуги по согласованиям предпроектной и проектной документации.
1.1. Настоящий «Порядок определения стоимости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в г. Москве и ЛПЗП» является методической основой для определения базовой стоимости работ (услуг) по согласованию.
1.2. «Порядок» распространяется на предприятия и организации, осуществляющие архитектурно-строительное проектирование и согласование ПСД в Москве и ЛПЗП.
1.3. Согласования, установленные официальными документами и организациями (СНиП, градостроительное задание, задание на проектирование и пр.), обязательны и оплачиваются заказчиком.
1.4. «Порядком» предусмотрено повышение эффективности процесса согласований на основе:
- оптимизации количества обязательных согласований;
- переноса центра тяжести согласований на предпроектную стадию;
- максимального совмещения по времени согласований в различных организациях;
- существенного сокращения сроков проведения согласований;
- значительного уменьшения объемов проектно-сметной документации, представляемой на согласование.
1.5. Нормативы стоимости различных видов согласований определена на основе экономико-математических моделей и методов математической статистики в увязке со стоимостью предпроектных и проектных работ, а также трудовых и материальных затрат согласовывающих организаций.
1.6. Предварительная стоимость работ и услуг по согласованию определяется с применением базовых цен, которые специально разработаны для этих целей и систематизированы по признакам, характеризующим особенности проведения согласования предпроектной и проектной документации в органах экспертизы (согласование проектных решений), органах государственного надзора, эксплуатирующих и заинтересованных организациях.
1.7. Базовая стоимость работ и услуг по согласованию предпроектной и проектной документации Мосгосэкспертизой, Москомархитектурой, ОПС и другими организациями, рассматривающими в процессе согласования градостроительные и проектные решения, определяется на основании норматива (в %) по отношению к общей стоимости предпроектных и проектных работ, а также по нормативу от стоимости отдельных стадий и разделов проектирования.
Доля стоимости проектных работ по стадиям и разделам проектирования принимается на основании «Порядков» по определению стоимости проектных (предпроектных) работ для строительства в Москве и ЛПЗП», действующей в организациях системы распределения стоимости проектных работ между разделами проектирования в зависимости от характеристики и типа объекта.
В других случаях стоимость согласований рассчитывается по трудозатратам.
Стоимость предпроектных и проектных работ подтверждается справкой, заверенной проектной организацией и заказчиком, и представляется в согласующую инстанцию вместе с документацией, передаваемой на согласование.
1.8. Стоимость каждого вида согласований подлежит индексации путем применения коэффициента инфляции, утверждаемого Межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве.
1.9. В базовой стоимости работ по согласованию предпроектной и проектной документации учтены расходы на:
- оплату труда всех участников работ, связанных с согласованиями;
- содержание административно-управленческого персонала;
- отчисления на государственное социальное страхование;
- материальные затраты;
- амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, расходы по всем видам их ремонта;
- арендную плату;
- оплату процентов за краткосрочные кредиты банка, в соответствии с действующим законодательством, и прибыль.
1.10. В базовую стоимость работ, связанных с согласованиями, не входят затраты на:
- оказание консультативной помощи;
- выезд на место намечаемого строительства;
- разработку заключения специализированными организациями.
1.11. В базовой стоимости работ по согласованию предпроектной и проектной документации не учтены и подлежат компенсации заказчиком следующие расходы, в том числе:
- командировочные и транспортные расходы;
- расходы на международные и междугородные телефонные переговоры, почтово-телеграфные отправления по поручению заказчика;
- налоги и т.д.
Стоимость этих расходов определяется по трудозатратам, нормативам или по соглашению сторон и оплачивается заказчиком особо по предъявлению счетов.
1.12. Заказчик имеет право делегировать свои полномочия по согласованиям ПСД инжиниринговым фирмам или другим, в том числе проектным, организациям по отдельному договору (контракту). Стоимость инжиниринговых услуг определяется на основе трудозатрат, подтверждаемых руководителями организации-исполнителя.
1.13. Участие специализированных научно-исследовательских и проектных организаций с привлечением ведущих специалистов, привлекаемых для рассмотрения проектной (предпроектной) документации на строительство особо важных и сложных в градостроительном и функциональном отношении объектов, подлежит оплате по отдельному договору. По этому вопросу принимает решение Архитектурный Совет Москомархитектуры.
1.14. Стоимость работ по рассмотрению и согласованию проектной (предпроектной) документации может быть уточнена дополнительным соглашением при изменении объемов работ в период рассмотрения.
1.15. Затраты по обязательным согласованиям проектных решений, являющихся функцией проектных организаций, входят в стоимость основных проектных работ и дополнительной оплате не подлежат (гл. 12, проектные работы, сводного сметного расчета стоимости строительства - ССРС).
Затраты на согласование проектно-сметной документации с органами госнадзора, экспертирующими организациями и т.п., являющиеся функцией заказчика, оплачиваются за счет главы 10 (затраты заказчика) ССРС строительства.
2.1. Нормативная база и система ценообразования при согласовании проектных и предпроектных работ базируется на:
- системном подходе к формированию нормативов стоимости согласований проектных и предпроектных работ на основе использования экономико-математических методов, статистической обработке данных ориентированной на применение современной вычислительной техники;
- определении стоимости согласований предпроектной и проектной документации с применением 2-х методов формирования ценообразования в процессе согласований, в т.ч.:
на основании нормативов (в %) от стоимости проектных работ;
при помощи нормативов, отражающих совокупные трудозатраты, расходуемые в процессе согласования;
- распределение общей стоимости согласований по стадиям и разделам предпроектной и проектной документации, пропорционально трудозатратам согласующих организаций;
- установлении функциональной зависимости между нормативами трудоемкости и нормативами стоимости согласований с учетом объема и сложности рассматриваемых в процессе согласования вопросов;
- оптимальном совмещении во времени операций по согласованию;
- использовании повышающих (понижающих) коэффициентов, учитывающих категорию сложности рассматриваемой документации;
- избирательном применении нормативного коэффициента рентабельности по себестоимости услуг по согласованию документации в размере от 1 до 1,3 в зависимости от организационно-правового статуса организаций и условий их финансово-хозяйственной деятельности (бюджетные, хозрасчетные);
- исключении повторного взимания платы при наличии согласования проектных решений на более ранней стадии.
2.2. При определении стоимости и продолжительности различных видов согласований необходимо учитывать внешние и внутренние факторы путей применения повышающих (понижающих) коэффициентов, учитывающих конкретную ситуацию.
2.3. Нормативы разработаны в ценах 1991 года.
2.4. Стоимость согласований предпроектной и проектной документации, определяемая с использованием представленных нормативов, является базовой стоимостью согласований.
3.1. Система работ и услуг по согласованию находится в непосредственной зависимости от этапов инвестиционного процесса в строительстве.
По этому признаку система документов, подлежащих согласованию, подразделяется на две стадии: предпроектная и стадия проектирования.
В состав предпроектной стадии входят:
- предпроектная градостроительная документация (градостроительная концепция, генплан, схемы развития, ПДП и др.);
- программная документация (перечень строек, титульный список ПИР);
- прединвестиционная документация (архитектурная концепция, бизнес-план, ТЭО инвестиций);
- исходно-разрешительная документация (градостроительное заключение (задание), задание на проектирование и т.д.).
В состав стадии проектирования входят:
- утверждаемая документация (эскизный проект застройки, проект застройки, рабочий проект застройки, эскизный проект, ТЭО, проект, рабочий проект);
- рабочая документация.
Подробно информация о видах предпроектной и проектной документации изложена в «Положении о едином порядке предпроектной и проектной подготовке строительства в Москве», разработанном Мосгосэкспертизой и утвержденной распоряжением мэра от 11.11.94 г. № 561-РМ.
В приложении 1 представлена блок-схема интегральной системы предпроектной и проектной подготовки инвестиционного процесса строительства в увязке с системой согласования.
3.2. Стоимость работ и услуг по согласованию складывается из 2-х составляющих:
- по нормативу от стоимости предпроектных или проектных работ;
- по нормативу, отражающему совокупные общественно-необходимые трудозатраты.
По нормативу от стоимости предпроектных и проектных работ определяется стоимость согласований, связанных с рассмотрением документации с позиций оценки и анализа принятых решений, архитекгурно-планировочной и экономической эффективности проекта.
По нормативу, отражающему необходимые общественные трудозатраты, определяется стоимость согласований по проверке соответствия принятых проектных решений действующим нормативным документам и выданным ранее техническим условиям, а также операций по приему, оформлению и отправке заключений.
Система выбора метода определения стоимости согласований представлена в приложении 3.
4.1. Базовая стоимость работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации, определяется по формуле:
Ссс(об)=(Ссн+Сст)´ Кип(4.1.)
где: Ссс(об) - общая базовая стоимость работ (услуг), связанных с согласованиями в тыс. руб.;
Ссн - базовая стоимость, определяемая по нормативу от стоимости проектных работ;
Ссг - базовая стоимость, определяемая по нормативу, отражающему совокупные общественно-необходимые трудозатраты;
Кип - коэффициент инфляции в проектировании.
4.2. Базовая стоимость работ (услуг), определяемая по нормативу, от стоимости проектных работ рассчитывается по формуле:
Ссн=Спрi´ai´Пкi (4.2.)
или
Ссн=Сб(н)i´Пкi
где: Спрi - базовая стоимость предпроектных, проектных работ в ценах 1991 года;
ai - коэффициент для определения нормативной стоимости согласований;
Сб(н)i - базовый показатель нормативной стоимости (принимается по таблице № 1);
ПКi - произведение коэффициентов, учитывающих характерные особенности согласований (принимается по таблице № 2).
Таблица № 1
ТАБЛИЦА
базовых показателей нормативной стоимости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации
Стоимость ПИР в млн. руб. (цены 1991 г.) |
ai |
Сб(н)i тыс. руб. (цены 1991 г.) |
Примечания |
до 0,01 |
0,15 |
1,5 |
Промежуточные |
0,05 |
0,075 |
3,75 |
значения |
0,10 |
0,056 |
5,6 |
принимаются по |
0,15 |
0,043 |
6,45 |
интерполяции. |
0,20 |
0,035 |
7,0 |
При стоимости работ |
0,25 |
0,030 |
7,5 |
ПИР менее 0,005 млн. |
0,30 |
0,027 |
8,1 |
руб. ai=0,2. |
0,40 |
0,024 |
9,6 |
При стоимости ПИР |
0,50 |
0,0215 |
10,75 |
более 20,0 млн. руб. |
0,60 |
0,0195 |
11,7 |
ai=0,003. |
0,70 |
0,018 |
12,6 |
|
0,80 |
0,016 |
13,2 |
|
0,90 |
0,015 |
14,0 |
|
1,00 |
0,0134 |
14,6 |
|
1,10 |
0,0130 |
15,2 |
|
1,20 |
0,0125 |
15,6 |
|
1,30 |
0,0120 |
16,1 |
|
1,40 |
0,0115 |
16,5 |
|
1,50 |
0,0113 |
17,0 |
|
2,00 |
0,01 |
20,0 |
|
от 2,00 до 20,0 |
от 0,009 до 0,003 |
|
|
пропорционально |
Базовая стоимость проектных работ определяется по «Порядку определения стоимости¼¼¼».
При согласовании в Управлении государственного контроля и охраны памятников принимаются следующие значения Сб(н):
- до 3-х зданий исторической застройки - 1,35 тыс. руб.;
- 3-х и более зданий исторической застройки - 2,61 тыс. руб.
Таблица № 2
ТАБЛИЦА
значений коэффициентов, учитывающих характерные
особенности работ и услуг по согласованию
№ п/п |
Характеристика особенностей согласований |
Кi |
Примечания |
1. |
Ознакомление с документацией в целом |
1,2 |
При рассмотрении отдельных разделов |
2. |
Повторное рассмотрение документации |
до 0,5 |
Одно дополнительное рассмотрение |
3. |
Рассмотрение с вариантами проектных (предпроектных) решений |
1,2 |
На один вариант |
4. |
Рассмотрение последующих стадий при отсутствии изменений проектных решений, принятых в предыдущих стадиях |
0,9 |
|
5. |
При необходимости рассмотрения прилегающих к объекту территорий |
1,1 |
|
6. |
При работе со спецматериалами |
1,15 |
|
7. |
При осложняющих факторах, изменяющих объем работ по рассмотрению документации в целом или отдельных разделов (примерный перечень и значения коэффициентов, учитывающих осложняющие факторы, приведен в таблице № 3) |
Кср. до 1,5 |
Коэффициент сложности содержания раздела, Кср, определяется расчетом (см. приложение 5) |
Стоимость разработки отдельных разделов или частей предпроектной и проектной документации определяется с помощью коэффициентов относительной стоимости, принимаемых по таблицам приложения 4.
4.3. К работам, связанным с согласованием, стоимость которых определяется по трудозатратам, относятся рассмотрение документации с позиции соответствия принятым решениям и действующим нормативных актам, а также процедура по приемке, оформлению и отправке заключений экспертов по результатам их рассмотрения.
Стоимость работ по трудозатратам определяется по формуле:
Сст=´Чр´Тнп (4.3.)
или
Сст=Вср´Чр´Тнп (4.3.1.)
где: ЗПср(91) - средняя зарплата в организации-исполнителе, в руб./день, в ценах 91 год»;
Р - уровень рентабельности в организации-исполнителе (в пределах до 0,3);
Кз - коэффициент, учитывающий долю зарплаты в себестоимости;
Чр - расчетная численность специалистов-исполнителей;
Тип - нормативная продолжительность выполнения операций, в днях (определяется на основе технологических карт);
Вср(91) - средняя выработка по согласующим организациям-исполнителям в 1991 г.
Вср(91)=
Чр=Чп´Куч. (4.3.2.)
где: Чп - плановая численность исполнителей согласующих организаций;
Куч. - коэффициент участия специалистов в выполнении процедур по прохождению документа при согласовании;
Куч.=´Чi / Чп (4.3.3.)
где: Тпi - плановое (нормативное) время участия исполнителя в выполнении работы, в днях;
Чi - численность группы исполнителей участвующих одинаковое время в выполнении работ.
Расчетная численность исполнителей и стоимость работ, рассчитываемая по трудозатратам, может быть определена с помощью таблиц № 4 и 5.
4.4. В стоимость работ и услуг по согласованию предпроектной и проектной документации могут входить сопутствующие дополнительные услуги, оказываемые согласующей организацией заказчику (проектировщику).
В этом случае обобщающая формула для определения стоимости согласований будет иметь следующий вид:
Ссс(об)=(Ссн+Сст+Ссу)´Кип (4.4.)
где: Ссу - общая расчетная стоимость дополнительных работ (услуг), оказываемое заказчику (проектировщику) при согласовании предпроектной и проектной документации.
Примерный перечень и способ определения стоимости дополнительных работ (услуг) представлен в таблице № 5.
Таблица № 3
ТАБЛИЦА
значений расчетной численности специалистов-исполнителей
Коэффициент участия |
Значения расчетной численности (Чр) при фактической численности (Чф): |
|||||||||
Куч. |
1 |
2 |
3 |
6 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
0,9 |
0,9 |
1,8 |
2,7 |
3,6 |
4,5 |
5,4 |
6,3 |
7,2 |
8,1 |
9,0 |
0,8 |
0,8 |
1,6 |
2,4 |
3,2 |
4,0 |
4,8 |
5,6 |
6,4 |
7,2 |
8,0 |
0,7 |
0,7 |
1,4 |
2,1 |
2,8 |
3,5 |
4,2 |
4,9 |
5,6 |
6,3 |
7,0 |
0,6 |
0,6 |
1,2 |
1,8 |
2,4 |
3,0 |
3,6 |
4,2 |
4,8 |
5,4 |
6,0 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
0,4 |
0,4 |
0,8 |
1,2 |
1,6 |
2,0 |
2,4 |
2,8 |
3,2 |
3,6 |
4,0 |
0,3 |
0,3 |
0,6 |
0,9 |
1,2 |
1,5 |
1,8 |
2,1 |
2,4 |
2,7 |
3,0 |
Таблица № 4
Определение стоимости работ по трудозатратам
Количество работающих |
Стоимость работ в зависимости от количества рабочих дней, в руб. (в ценах 1991 года) |
Примечание |
|
||||||||||
Чрi |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
||
1 |
300 |
600 |
900 |
1200 |
1500 |
1800 |
2100 |
2400 |
2700 |
3000 |
Стоимость работ |
||
2 |
600 |
1200 |
1800 |
2400 |
3000 |
3600 |
4200 |
4800 |
5400 |
6000 |
определена при |
||
3 |
900 |
1800 |
2700 |
3600 |
4500 |
5400 |
6300 |
7200 |
8100 |
9000 |
значении ЗПср=1250 |
||
4 |
1200 |
2400 |
3600 |
4800 |
6000 |
7200 |
8400 |
9600 |
10800 |
12000 |
руб./мес. и Р=30% |
||
5 |
1500 |
3000 |
4500 |
6000 |
7500 |
9000 |
10500 |
12000 |
13500 |
15000 |
|
||
4.6. Примерный перечень и способ определения стоимости дополнительных работ (услуг), оказываемых заказчику (проектировщику) при согласовании предпроектной и проектной документации представлен в таблице.
Таблица № 5
№ п/п |
Наименование дополнительных работ (услуг) |
Способ определения стоимости |
1 |
2 |
3 |
1. |
Оказание консультативной помощи, в т.ч. с использованием нормативной и директивной документации |
К=0,1-0,15 от стоимости согласования документа, определяемой по нормативу от стоимости ПИР (Ссн) |
2. |
Оказание консультативной помощи с выездом на место намечаемого строительства или в другие заинтересованные организации |
К=0,2 от стоимости согласования документа, определяемой по нормативу от стоимости ПИР (Ссн) |
3. |
Участие в разработке отдельных разделов или частей документации, подлежащей согласованию |
На основании порядка и действующих ценников по определению стоимости ПИР или по трудозатратам |
4. |
Оказание услуг по корректировке документации по замечаниям эксперта |
На основании порядка и действующих ценников по определению стоимости ПИР или по трудозатратам |
5. |
Оказание маркетинговых, консалтинговых и инжиниринговых услуг |
К=0,2-0,3 от стоимости согласования документа или по трудозатратам |
4.7. Стоимость рассмотрения и согласования заданий на разработку предпроектной (проектной) документации определяется по базовой стоимости, приведенной в таблице 6.
Таблица № 6
№ п/п |
Характеристика объекта проектирования |
Базовая стоимость согласования, тыс. руб. (в ценах 1991 г.) |
Примечания |
1. |
Отдельно стоящее здание (сооружение) |
4,0 |
|
2. |
Отдельно стоящее здание (сооружение), расположенное в исторической зоне г. Москвы и на ответственных в градостроительном отношении территориях; комплекс, состоящий из нескольких зданий (сооружений) |
5,0 |
|
3. |
Пристройка или надстройка к существующему зданию, принципиально не изменяющее архитектурно-объемное и градоформирующее решение |
2,0 |
|
4. |
Планировочные работы, а также проекты отдельно стоящих объектов и комплексов, которые подлежат рассмотрению на Архитектурном совете (президиуме Архитектурного совета) |
5,0 |
|
Базовая стоимость согласований заданий на разработку предпроектной и проектной документации приняты на основе данных, представленных во «Временном сборнике цен на предпроектные работы и услуги по всем видам строительства в Москве и ЛПЗП», утвержденным Председателем исполкома Моссовета Лужковым Ю.М. 09.09.90 г.
Приложение 1
Блок-схема
интегральной системы предпроектной и проектной подготовки инвестиционного процесса строительства в увязке с системой согласования
Условные обозначения:
МКА - Москомархитектура
АПУ АО - Архитектурно-планировочное управление административного округа
ЧС - чрезвычайные ситуации
ПФ - префектура
МКП - Москомприрода
МГЦСЭН - Московский государственный центр Санэпидемнадзора
ЗП - землепользователи
ЭСИК - эксплуатационные службы инженерных коммуникаций
ДС - Департамент строительства
ДЭПиР - Департамент экономической политики и развития Москвы
ДФ - Департамент финансов
АО МКС - АО «Москапстрой»
ИНВ - инвестор
МГЭ - Мосгосэкспертиза
УГК и ОП - Управление государственного контроля и охраны памятников
НИиПИ Генплана - Научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы
ОПС - отдел подземных сооружений
УПО - управление пожарной охраны
МГЛП - Мосгослесопарк
ЗО - заинтересованные организации
ЭО - эксплуатирующие организации
ГСО - генподрядная строительная организация
ЗИ - заводы-изготовители
МКИ - Москомимущество
Приложение 2
Порядок проведения работ и услуг по согласованию
Согласования предпроектных и проектных документов в зависимости от назначения могут носить:
- общий характер;
- корректирующий характер;
- целевой характер.
К согласованиям общего характера относятся работы и услуги по оформлению документов по отводу земельных участков; принципиальных проектных решений (соответствие их нормам, правилам, инструкциям), исходных данных, технических условий на присоединение инженерных сетей, согласование с пользователями земельных участков и т.д. Согласование общего характера производятся только один раз при разработке ПДП, ЭП, ТЭО, градостроительного задания и задания на проектирование.
Согласования корректирующего характера производятся на любой стадии проектирования в тех случаях, если допущено отступление от условий представления земельного участка, ранее согласованных принципиальных решений, изменения технических условий и т.д.
Необходимость проведения целевых согласований возникает в ситуациях, когда по тем или иным причинам допущено отступление от нормативных документов, утвержденных проектных решений и т.д.
Процедура работ и услуг по согласованию не зависит от принадлежности строительства по формам собственности (муниципальное, министерств и ведомств, коммерческое).
Исчерпывающая информация о порядке работ и услуг по согласованию, экспертизы и утверждения проектной и предпроектной документации изложена в разделе 5 «Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в Москве».
Организации, осуществляющие работы и услуги по согласованию подразделяются на 4 группы:
- экспертирующие организации;
- органы государственного надзора;
- эксплуатирующие организации;
- заинтересованные организации.
К экспертирующим организациям относятся: Мосгосэкспертиза, Москомприрода, Управление градостроительного совета и согласования проектов Москомархитектуры, а также ведомственная экспертиза. Экспертирующие организации рассматривают предпроектную и проектную документацию. Заключения экспертирующих организаций являются окончательными.
Органы государственного надзора рассматривают только проектную документацию с позиций соответствия действующим нормам и правилам.
Эксплуатирующие организации согласовывают проектную документацию в целях достижения соответствия принятых решений выданных ими техническим условиям на инженерное обеспечение, технологии производства и т.п.
Заинтересованные организации - это организации, интересы которых в той или иной степени затрагиваются в процессе строительства и последующей эксплуатации объекта. В первую очередь это муниципальные организации и пользователи территорий (арендаторы и т.д.). Перечень заинтересованных организаций определяется конкретными условиями.
Перечень организаций, принимающих участие в работах (услугах) по согласованию проектной (предпроектной) документации до предоставления ее на рассмотрение в Мосгосэкспертизу, представлен в приложении 7 «Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки для строительства в Москве».
Приложение 3
СИСТЕМА ВЫБОРА МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ
РАБОТ И УСЛУГ ПО СОГЛАСОВАНИЮ
№ п/п |
Организация |
Решение о предоставлении земельных участков |
Решение о разрешении проектирования и строительства |
Градостроительное заключение |
Градостроительное задание |
Задание на проектирование |
Утверждение проектной документации |
Рабочая документация |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Москомархитектура |
ТЗ |
ТЗ |
|
НР |
НР |
НР |
|
|
2. |
Москомзем |
ТЗ |
ТЗ |
|
|
|
|
|
|
3. |
Мосгосэкспертиза |
ТЗ |
ТЗ |
|
|
НР |
НР |
|
|
4. |
Москомимущество |
ТЗ |
ТЗ |
|
|
|
|
|
|
5. |
Москомприрода |
ТЗ |
ТЗ |
НР |
НР |
|
НР |
|
|
6. |
АО «Москапстрой» |
ТЗ |
ТЗ |
|
|
НР |
|
|
Выполнение функций заказчика |
7. |
НииПИ Генплана |
ТЗ |
ТЗ |
НР |
НР |
|
|
|
|
8. |
Мосгоссанэпиднадзор |
ТЗ |
ТЗ |
НР |
НР |
|
|
|
|
9. |
Департамент внешних связей |
ТЗ |
ТЗ |
|
|
|
|
|
|
10. |
Департамент строительства |
ТЗ |
ТЗ |
|
|
|
|
|
|
11. |
Департамент экономической политики и развития города Москвы |
ТЗ |
ТЗ |
|
|
|
|
|
|
12. |
Комиссия правительства Москвы по земельным отношениям и градостроительству |
ТЗ |
ТЗ |
|
|
|
|
|
|
13. |
ОПС |
|
|
НР |
НР |
|
НР |
|
|
14. |
УГКиОП |
|
|
|
НР |
|
НР |
|
При проектировании в охранной зоне |
15. |
Префектура АО |
|
|
ТЗ |
ТЗ |
НР |
НР |
|
|
16. |
АПУ АО |
|
|
НР |
НР |
|
НР |
|
|
17. |
Мослесопарк |
|
|
|
НР |
|
|
НР |
|
18. |
МОБУ |
|
|
|
НР |
|
|
|
|
19. |
Штаб ГО |
|
|
|
|
НР |
НР |
|
По объектам, где есть сооружения ГО |
20. |
Метрополитен |
|
|
|
|
|
НР |
ТЗ |
В охранной зоне действующих линий метрополитена |
21. |
Метрогипротранс |
|
|
|
|
|
НР |
ТЗ |
В охранной зоне проектируемых и строящихся линий метрополитена |
22. |
Управление железной дороги |
|
|
|
|
|
НР |
ТЗ |
В полосе отвода ж/д |
23. |
Управление канала им. Москвы |
|
|
|
|
|
НР |
ТЗ |
В охранной зоне канала |
24. |
Управление гражданской авиации |
|
|
|
|
|
НР |
ТЗ |
Для объектов высотой более 50 м по трассе авиалиний |
25. |
Управление магистральных газопроводов |
|
|
|
|
|
НР |
ТЗ |
В охранной зоне газопровода |
26. |
Теплосеть |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
Теплосеть |
27. |
Мосгортепло |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
Теплосеть |
28. |
Мосводопровод |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
Водоснабжение |
29. |
Мосочиствод |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
Канализации |
30. |
Кабельная сеть (МКС) |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
Все сети |
31. |
Мосгорсвет |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
Кабели |
32. |
Мосгаз |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
Все сети на участках действующих газовых сетей |
33. |
Мосводосток |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
Дождевая канализация |
34. |
Телефонная сеть (МГТС) |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
Телефонная канализация |
35. |
Радиосеть (МГРТС) |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
При кабельных прокладках радиосетей |
36. |
ОДС Мослифт |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
Сети ОДС |
37. |
ТЦУМС-22 (междугородные телефонные линии) |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
|
38. |
ГАИ |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
В случае разрытия или уменьшения проезжей части |
39. |
Департамент автомобильного транспорта |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
|
40. |
Пожарная охрана |
|
|
|
|
|
|
НР |
|
41. |
Вневедомственная охрана |
|
|
|
|
|
|
НР |
|
42. |
Генподрядчик |
|
|
|
|
|
НР |
ТЗ |
|
43. |
Заводы-изготовители |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
|
44. |
Торгтехника |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
|
45. |
Медтехника |
|
|
|
|
|
|
ТЗ |
|
46. |
Комбинат холодильного оборудования |
|
|
|
|
|
|
НР |
|
47. |
Росбытмонтажналадка |
|
|
|
|
|
|
НР |
|
Условные обозначения: НР - норматив от стоимости проектных и предпроектных работ (общая стоимость - стадия, раздел);
ТЗ - норматив по трудозатратам
Приложение 4
Таблица 1
Значения коэффициентов распределения относительной
стоимости по разделам, Крi(к), для стадии «Концепция»
№ п/п |
Наименование раздела |
Крi |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Основные положения |
0,01 |
|
2. |
Проектная документация: |
|
|
|
А. Современное состояние и предпосылки развития |
0,12 |
|
|
Б. Варианты перспективного развития |
0,1 |
|
|
В. Основные направления социально-экономического развития |
0,09 |
|
|
Г. Градостроительная организация территории и застройки |
0,13 |
|
|
Д. Жилая застройка и жилищное строительство |
0,1 |
|
|
Е. Размещение мест приложения труда |
0,04 |
|
|
Ж. Культурно-бытовое и коммунальное обслуживание |
0,04 |
|
|
З. Транспорт и пешеходное движение |
0,05 |
|
|
И. Инженерное обеспечение, использование подземного пространства |
0,1 |
|
|
К. Охрана окружающей среды |
0,06 |
|
|
Л. Сохранение памятников истории, культуры, архитектуры |
0,04 |
|
|
М. Первоочередные градостроительные и организационно-экономические мероприятия |
0,12 |
|
|
ИТОГО: |
1,0 |
|
Примечание: Разбивка относительной стоимости по разделам стадии «Генплан территории административного образования» осуществляется по принятой в проектной организации схеме.
Таблица 2
Значения коэффициентов распределения относительной
стоимости по разделам, Крi(к), для стадии «ПДП»
№ п/п |
Наименование раздела |
Крi |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Пояснительная записка |
0,08 |
|
2. |
Схема размещения проектируемого района (микрорайона) на территории административного округа (опорный план) |
0,1 |
|
3. |
Эскиз застройки с планом красных линий и выделением очередности строительства, М 1:2000 |
0,25 |
|
4. |
Разбивочный чертеж-акт красных линий, М 1:2000 |
0,03 |
|
5. |
Схема организации движения транспорта и пешеходов, М 1:2000 |
0,06 |
|
6. |
Схема размещения улично-дорожной сети с выделением очередности строительства, М 1:2000 |
0,03 |
|
7. |
Схема дорожно-мостового строительства, М 1:2000 |
0,04 |
|
8. |
Схема размещения объектов социального обслуживания, М 1:2000 |
0,06 |
|
9. |
Сводный план инженерных сетей и сооружений т использования подземного пространства, М 1:2000 |
0,18 |
|
10. |
Схема вертикальной планировки, М 1:2000 |
0,02 |
|
11. |
Мероприятия по охране окружающей среды |
0,15 |
|
|
ИТОГО: |
1,0 |
|
Таблица 3
Значения коэффициентов распределения относительной
стоимости по разделам, Крi(к), для стадии «ЭПП»
№ п/п |
Наименование раздела |
Крi |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Общая пояснительная записка |
0,15 |
|
2. |
Основные чертежи: |
|
|
|
Опорный план, М 1:2000 |
0,1 |
|
|
Ситуационный план, М 1:2000 |
0,15 |
|
|
Схема генерального плана, М 1:500, М 1:1000 |
0,20 |
|
|
Схема организации движения транспорта и пешеходов, М 1:500, 1:1000 |
0,15 |
|
|
Схема благоустройства и озеленения, М 1:500, М 1:1000 |
0,1 |
|
|
Схема организации рельефа, М 1:2000 |
0,05 |
|
|
Развертка фасадов застройки, М 1:5000 |
0,1 |
|
|
ИТОГО: |
1,0 |
|
Таблица 4
Перечень разделов ПСД и рекомендуемое распределение
стоимости проектирования по разделам
№ п/п |
Наименование работ |
Доля в общей стоимости работ по стадиям проектирования, % к итогу |
|||
|
|
эскизный проект ЭП |
проект П |
рабочий проект РП |
Рабочая документация |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Всего стоимость, работ, в том числе: |
|
|
|
|
1. |
Архитектурно-строительный раздел, |
50 |
40 |
45 |
50 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
архитектурная часть |
(30) |
(20) |
(23) |
(23) |
|
генплан, вертикальная планировка, благоустройство |
(5) |
(5) |
(3) |
(2) |
|
конструкторская часть |
(15) |
(15) |
(19) |
(25) |
2. |
2. Технологический раздел, механизация |
25 |
17 |
9 |
10 |
3. |
Сантехнический раздел, |
10 |
15 |
17 |
18 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
отопление, вентиляция, кондиционирование, теплоснабжение |
(6) |
(9) |
(10) |
(10,5) |
|
водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение, водостоки |
(4) |
(6) |
(7) |
(7,5) |
4. |
Электротехнический раздел, |
7 |
10 |
11 |
12 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
электроснабжение |
(3) |
(4) |
(5) |
(5) |
|
связь и сигнализация |
(2) |
(3) |
(3) |
(3,5) |
|
автоматика |
(2) |
(3) |
(3) |
(3,5) |
5. |
Проект организации строительства, ведомость потребности в материалах |
- |
5 |
4 |
- |
6. |
Мероприятия по улучшению и охране окружающей среды |
3 |
4 |
4 |
- |
7. |
Сметная документация в системе технико-экономических показателей |
5 |
9 |
10 |
10 |
Приложение 5
Расчет значений коэффициента сложности раздела (Ксрi)
предпроектной и проектной документация
Коэффициент сложности содержания раздела Ксрi учитывает возможные отклонения от нормативных объемов работ по тому или иному разделу, связанные с уникальностью, особой градостроительной значимостью застройки, сложными конструкциями, инженерными решениями, природно-геологическими, экологическими условиями и пр.
Увеличение объема работ по разделу влечет изменение удельного веса по смежным разделам. Доля увеличения объема работ по разделу и влияние на смежные разделы определяется экспертным путем по согласованию с заказчиком.
Алгоритм расчета Ксрi может быть представлен следующим образом:
¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼
где: ¼ - объем работ по разделам;
К1; К2, К3,¼ - коэффициенты, учитывающие изменения объема работ раздела;
Ксрi - средневзвешенный коэффициент;
¼ - доля изменения объема работ по разделу;
Расчет Ксрi осуществляется в табличной форме.
№ п/п |
Наименование раздела |
Крi |
Ккi |
Крi´Ккi |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Основные положения |
0,01 |
1,2 |
0,012 |
|
2. |
Современное развитие территории |
0,13 |
1,2 |
0,156 |
|
3. |
Основные направления социального развития |
0,1 |
1,0 |
0,1 |
|
4. |
Варианты перспективного развития |
0,1 |
1,0 |
0,1 |
|
5. |
Градостроительная организация |
0,13 |
1,0 |
0,13 |
|
6. |
Жилая застройка |
0,1 |
1,0 |
0,1 |
|
7. |
Размещение мест приложения труда |
0,04 |
1,0 |
0,04 |
|
8. |
Культурно-бытовое и коммунальное обслуживание |
0,05 |
1,0 |
0,05 |
|
9. |
Транспорт и пешеходное движение |
0,05 |
1,0 |
0,05 |
|
10. |
Инженерное обеспечение |
0,105 |
1,3 |
0,137 |
|
11. |
Охрана окружающей среды |
0,06 |
1,5 |
0,09 |
|
12. |
Сохранение памятников |
0,04 |
1,0 |
0,04 |
|
13. |
Первоочередные градостроительные и организационно-экономические мероприятия |
0,13 |
1,2 |
0,156 |
|
|
Итого: |
Кср=1,161 |
Приложение 6
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Оформление и выпуск градостроительного задания (ГЗ)
(пример)
№ п/п |
Наименование |
Трудоемкость операций в чел./днях |
Примечание |
|||||
|
технологических операций |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. |
Машинописные работы |
0,6 |
|
|
|
|
|
|
2. |
Сверка машинописного текста |
0,4 |
|
|
|
|
|
|
3. |
Согласование и подписание документов |
|
1,0 |
|
|
|
|
|
4. |
Размножение материалов документов |
|
|
0,3 |
|
|
|
|
5. |
Переплет материалов ГЗ |
|
|
0,7 |
|
|
|
|
6. |
Регистрация ГЗ |
|
|
|
0,1 |
|
|
|
7. |
Отправка ГЗ заказчику |
|
|
|
0,3 |
|
|
|
|
Итого |
3,4 чел./дн. |
Приложение 7
ПРИМЕРЫ
расчета стоимости работ (услуг), связанных с согласованием предпроектной и проектной документации
Пример № 1
1. Стоимость разработки ПСД на стадии «Проект» (Спрi) в ценах 1991 года - 50 тыс. руб.
В выполнении процедур по приемке, оформлению и отправке заключений по результатам рассмотрения документации принимают участие:
1 человек - 1 день
2 человека - 3 дня
Продолжительность выполнения процедур 3 дня.
Требуется - определить общую стоимость работ (услуг) по согласованию в текущих ценах с дополнительным рассмотрением варианта объемно-планировочных решений.
2. Расчет стоимости работ (услуг) по согласованию осуществляем по формуле 4.1.
Ссс(об)=(Ссн+Ссб)´Кип
а) Ссн=Спрi´ai´ПКi или Ссн=С6(н)´ПКi
в соответствии с данными таблицы 1,
Сб(н)=3,75 тыс. руб.
С учетом рассмотрения варианта объемно-планировочных решений (Кi=1,2, по таблице 2)
Сб(н)=3,75´1,2=4,5 тыс. руб.
б) Сст=´Чр´Тнп
Чр=Чп´Куч
Ккуч=Тп´Чi/Тип/Чп=0,55
Чр=3´0,55=1,65 чел.
Сст=´1,65´3/22=1575 руб.
в) Ссс(об)=(4,5+1,575)´200=1215 тыс. руб.=1,215 млн. руб.
Пример № 2
1. Стоимость разработки ПСД на стадии «Проект» (Спрi) в ценах 1991 года - 250,0 тыс. руб.
Затраты на выполнение процедур по приемке, оформлению и отправке заключений соответствуют величине, принятой в примере № 1.
Требуется - определить стоимость согласований архитектурно-строительного раздела.
2. Расчет стоимости работ (услуг) по согласованию:
а) в соответствии с данными по распределению стоимости проектирования по разделам, приведенным в таблице 4 приложения 4, доля архитектурно-строительного раздела составляет 40%.
Таким образом, Ссн=7,5´0,4´1,2=3,6 тыс. руб.
б) Ссс(об)=(3,6+1,575´200=1035 тыс. руб.=1,035 млн. руб.
Пример № 3
1. Исходные данные приняты из примера № 1.
2. Требуется - определить общую стоимость согласований в текущих ценах с оказанием дополнительных услуг по консультативной помощи с выездом на место намечаемого строительства.
3. Расчет стоимости согласований осуществляем по формуле 4.4
Ссс(об)=(Ссн+Сст+Ссу)´Кип
Ссн=3,75´1=3,75 тыс. руб.
Сст=1,575 тыс. руб.
Ссу=3,75´0,2=0,75 тыс. руб.
Коэффициент 0,2 принят по данным таблицы № 7.
Ссс(об)=(3,75+1,575+0,75)´200=1215 тыс. руб.
Приложение 8
Порядок
определения стоимости инжиниринговых услуг по согласованию ПСД
1. Оплате инжиниринговых услуг по согласованию ПСД подлежат все необходимые согласования, за исключением обязательных согласований, защиты проекта в экспертирующих организациях и утверждающих инстанциях, оплата которых входит в стоимость проектных работ (см. п. 1.5 «Порядка определения стоимости проектных работ для строительства в Москве и ЛПЗП»).
2. К обязательным согласованиям проектных материалов относятся:
- согласование градостроительных решений с органами Москомархитектуры;
- согласование проекта организации строительства (ПОС);
- согласование индивидуальных и индустриальных изделий;
- согласование подземных коммуникаций с ОПС;
- отступление от требований нормативных документов и технических условий на инженерное обеспечение, а также отступление от ранее согласованных решений, в т.ч. требований Градостроительного задания и задания на проектирование.
3. Стоимость инжиниринговых услуг по согласованию ПСД рассчитывается по трудозатратам, в соответствии с методикой, изложенной в п. 4.3 настоящего «Порядка».
4. При определении трудозатрат учитывается время, необходимое для:
- рассмотрения и подборки проектных материалов;
- доставку проектных материалов в согласовывающие, экспертирующие и утверждающие организации;
- оплаты счетов за услуги согласовывающих организаций;
- получения заключений согласовывающих экспертирующих и утверждающих организаций;
- изучения полученных заключений;
- рассмотрения заключений, полученных от согласовывающих организаций с авторским коллективом разработчиков ПСД;
- подготовки ответов на замечания согласовывающих организаций;
- подготовки и заключения договоров на дополнительные проектные и исследовательские работы по требованию экспертирующих инстанций;
- подборки, систематизации и передачи заказчику согласованной и утвержденной ПСД.
Состав инжиниринговых услуг определяется заданием на проведение работ по согласованиям.
5. В стоимость инжиниринговых услуг не входят затраты согласовывающих организаций и оплачиваются дополнительно по предъявлению счетов.