ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
УПАКОВКА
ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ
МАШИНОСТРОЕНИЯ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСТ 23170-78
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
УПАКОВКА ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ Общие требования Packing for products of engineering
|
ГОСТ |
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 7 июня 1978 г. № 1546 срок введения установлен
с 01.07.80
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к упаковке изделий машиностроения и должен применяться при разработке нормативно-технической документации на упаковку групп или конкретных видов изделий, в том числе на экспорт.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.1. Упаковка должна соответствовать требованиям настоящего стандарта и нормативно-технической документации на изделия конкретных видов.
1.2. Упаковка совместно с консервацией должна обеспечивать сохраняемость изделий при их транспортировании и хранении в течение сроков, установленных в нормативно-технической документации на изделия конкретных видов.
1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. № 1).
1.3. Изделие или его составные части, транспортируемые в виде отдельных групповых мест, могут в целом не иметь упаковки, если позволяют конструктивные особенности изделия, его консервация, условия транспортирования, хранения и сроки сохраняемости. При необходимости производят защиту отдельных мест изделий.
1.4. Упаковка не должна иметь острых выступающих частей (гвоздей, концов проволоки и т.д.), углов, кромок и поверхностей с неровностями, которые могут нанести повреждения транспортным средствам, их внутреннему оборудованию, упаковке других грузовых мест и обслуживающему персоналу.
1.5. Группа изделий и варианты временной защиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 9.014-78, стандартам или техническим условиям на изделия конкретных видов.
1.6. Маркировка грузов - по ГОСТ 14192-77, стандартам или техническим условиям на изделия конкретных видов.
1.5-1.6. (Измененная редакция, Изм. № 1).
1.7. Для обеспечения свободной погрузки и выгрузки габаритные размеры упакованных изделий и (или) их составных частей должны устанавливаться с учетом размеров грузовых люков, площадок транспортных средств и габаритов погрузки, а также правил и требований к размещению и перевозке грузов, установленных на транспорте соответствующего вида.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.8. Упаковка экспонатов для ярмарок и выставок должна соответствовать требованиям ГОСТ 20519-75.
1.9. (Исключен, Изм. № 1).
1.10. Параметры транспортных пакетов, способы и средства пакетирования должны соответствовать требованиям ГОСТ 24597-81 и устанавливаться в стандартах или технических условиях на изделия конкретных видов.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.11. Изделия, транспортируемые в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы, должны упаковываться по ГОСТ 15846-79.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
2.1. Упаковку следует выбирать в зависимости от конструктивных особенностей изделий, условий хранения, транспортирования и сроков сохраняемости.
Упаковку по функциональному назначению в части защиты от внешних воздействующих факторов подразделяют на внутреннюю упаковку, упаковочную тару и средства амортизации и крепления изделий в таре и других средствах упаковки.
2.2. В зависимости от требований к защите изделий от климатических факторов внешней среды устанавливают следующие категории упаковки (КУ):
КУ-1 |
- для защиты от прямого попадания атмосферных осадков, брызг воды и солнечной ультрафиолетовой радиации, ограничения проникания пыли, песка, аэрозолей; |
КУ-2 |
- для защиты от проникания атмосферных осадков, брызг воды и солнечной ультрафиолетовой радиации, пыли, песка, аэрозолей; |
КУ-3 |
- для защиты от проникания атмосферных осадков и аэрозолей, брызг воды, пыли, песка, солнечной ультрафиолетовой радиации и ограничения проникания водяных паров и газов; |
КУ-4 |
- для защиты от проникания атмосферных осадков и аэрозолей, брызг воды, пыли, песка, солнечной ультрафиолетовой радиации, водяных паров и газов (герметичная упаковка). |
Каждая предыдущая категория упаковки является облегченной по сравнению с последующей.
Варианты внутренней упаковки должны соответствовать требованиям ГОСТ 9.014-78, стандартам или техническим условиям на изделия конкретных видов в зависимости от категории упаковки каждого изделия, сроков защиты, условий хранения и транспортирования, применяемых средств противокоррозионной защиты.
Примечание. Защиту изделий без упаковки или частичную защиту изделий по п. 1.3, а также упаковку, обеспечивающую меньшую степень защиты, чем упаковка категории КУ-1, следует обозначать КУ-0.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.3. Условия хранения - по ГОСТ 15150-69.
2.4. Условия транспортирования в части воздействия климатических факторов - по ГОСТ 15150-69, а в части механических - по таблице.
Условия транспортирования и их обозначения |
Характеристика условий транспортирования |
Легкие (Л) |
Перевозки железнодорожным транспортом без перегрузок Перевозки автомобильным транспортом без перегрузок: по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытиями (дороги 1-й категории) на расстояние до 200 км; по булыжным (дороги 2 и 3-й категории) и грунтовым дорогам на расстояние до 50 км со скоростью до 40 км/ч Перевозки различными видами транспорта: воздушным, железнодорожным транспортом в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к настоящим условиям, с общим числом перегрузок не более 2 |
Средние (С) |
Перевозки автомобильным транспортом с общим числом перегрузок не более 4: по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытиями (дороги 1-й категории) на расстояние от 200 до 1000 км; по булыжным (дороги 2 и 3-й категорий) и грунтовым дорогам на расстояние от 50 км до 250 км со скоростью до 40 км/ч; Перевозки различными видами транспорта: воздушным, железнодорожным транспортом в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к условиям транспортирования Л с общим числом перегрузок не более 4 или к настоящим условиям транспортирования Перевозки водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям транспортирования Л, с общим числом перегрузок не более 4. |
Жесткие (Ж) |
Перевозки автомобильным транспортом с любым числом перегрузок: по дорогам с асфальтовым покрытием (дороги 1-й категории) на расстояние свыше 1000 км; по булыжным (дороги 2 и 3-й категорий) и грунтовым дорогам на расстояние свыше 250 км со скоростью до 40 км/ч или на расстояние до 250 км с большей скоростью, которую допускает транспортное средство Перевозки различными видами транспорта: воздушным, железнодорожным транспортом и водным путем (кроме моря) в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к условиям транспортирования Л и С с общим числом перегрузок более 4 или к настоящим условиям транспортирования; водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям транспортирования С, с любым числом перегрузок Перевозки, включающие транспортирование морем |
Примечание. К условия Л и С могут быть отнесены перевозки гужевым транспортом, на аэросанях, санных прицепах к тракторам на расстояние в пределах, установленных для перевозок автомобильным транспортом.
Дополнительные требования к условиям транспортирования устанавливаются в стандартах или технических условиях на изделия конкретных видов, при условии обеспечения сохраняемости.
2.5. Вид и тип транспортной тары устанавливаются в стандартах или технических условиях на изделия конкретных видов в зависимости от массы, габаритных размеров изделий, условий транспортирования и хранения и требований к защите.
При транспортировании изделий в закрытых транспортных средствах или под укрытием в условиях Л их допускается перевозить:
без упаковки;
с защитой отдельных частей изделий;
с применением тары и вспомогательных упаковочных средств в соответствии со справочным приложением 2.
2.6. Изделия, транспортируемые в условиях Л и С открытыми транспортными средствами при бесперегрузочных перевозках, в зависимости от требований к защите изделий допускается перевозить без упаковки с учетом правил перевозки грузов, действующих на транспорте соответствующего вида.
2.7. В зависимости от конструктивных особенностей изделий для обеспечения их сохранности в условиях транспортирования Ж необходимо предусматривать в нормативно-технической документации на конкретные виды изделий на таре дополнительные крепления в виде поясов, угольников, планок и т.д.
2.4-2.7. (Измененная редакция, Изм. № 1).
2.8. В зависимости от конструктивных особенностей изделий упаковка должна содержать средства амортизации или крепления изделий в таре при помощи прокладок из гофрированного картона, губчатой резины, пенопласта, спиральных пружин, войлока и т.д.
2.9. Размеры тары - по ГОСТ 21140-88.
Для изделий, габариты которых не соответствуют размерам тары по ГОСТ 21140-88, допускается устанавливать ее размеры в нормативно-технической документации на конкретные виды изделий, при этом должны учитываться габаритные размеры и масса упаковываемых изделий, необходимость применения вспомогательных средств и средств крепления изделий в таре, количество изделий в единице тары, способ транспортирования, оптимальный расход тароматериалов, максимальное использование площади или вместимости транспортных средств.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.10. В нормативно-технической документации на упаковку конкретных групп или видов изделий обозначение категорий упаковки и условий транспортирования должны соответствовать принятым в настоящем стандарте.
2.11. Сопроводительная документация, прилагаемая к изделиям, должна быть герметично упакована в пакет, изготовленный из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-82, или пленки поливинилхлоридной пластифицированной технической по ГОСТ 16272-79 толщиной от 0,10 до 0,30 мм, или другого водонепроницаемого материала. Типы пакетов, прочность и герметичность сварных швов - по ГОСТ 12302-83. При хранении изделий в условиях 1 и 2 по ГОСТ 15150-69 или при транспортировании контейнерами допускается упаковывать документацию в пакеты из бумаги по ГОСТ 8828-89. Типы пакетов, прочность клеевых швов - по ГОСТ 24370-80.
Упакованная документация должна помещаться в контейнер, тару или вложена в металлический карман по ГОСТ 24634-81, прикрепленный к таре. Если изделие не упаковано, то пакет с документацией закрепляется на самом изделии.
При транспортировании изделий отдельными грузовыми местами документацию укладывают в грузовое место № 1.
По согласованию с потребителем допускается для упаковывания сопроводительной документации применять пленку меньшей толщины, а также помещать сопроводительную документацию не упакованной, если она размещается внутри изделия, где обеспечивается ее сохраняемость при транспортировании и хранении.
(Измененная редакция, Изм. № 1, № 2).
3.1. Упаковку совместно с изделием следует проверять на соответствие требованиям настоящего стандарта в части воздействия механических и климатических факторов.
Кроме того, упаковку проверяют на соответствие требованиям нормативно-технической документации и рабочим чертежам.
3.2. Испытания упаковки следует проводить по стандартам и техническим условиям на группу изделий или на изделие конкретного вида.
4.1. Упаковка изделий, предназначенных для экспорта, должна соответствовать требованиям настоящего стандарта, требованиям заказ-наряда внешнеторговой организации, требованиям экспортных дополнений к стандартам и техническим условиям, устанавливающим специальные требования к продукции, предназначенной для экспорта, требованиям стандартов и рекомендаций СЭВ, ИСО и МЭК.
4.2. Допускается применять новые упаковочные средства и материалы по согласованию с внешнеторговой организацией.
4.3. Упаковка изделий, предназначенных в страны с умеренным климатом, но транспортируемых через районы с тропическим климатом, должна обеспечивать защиту изделий от воздействия всех факторов тропического климата по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15151-69.
4.4. Для изделий, транспортируемых в страны с тропическим климатом или транспортируемых через эти страны, техническая и сопроводительная документация должна быть упакована в два герметичных пакета, изготовленных из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-82 толщиной от 0,10 до 0,30 мм каждый. Типы пакетов, прочность и герметичность сварных швов - по ГОСТ 12302-83.
Техническую и сопроводительную документацию перед упаковкой в пакеты из полиэтиленовой пленки допускается заворачивать в бумагу марки А по ГОСТ 8273-75 или марки Е по ГОСТ 7247-90 или марки Б, или марки М-70А по ГОСТ 2228-81, или марки П по ГОСТ 1760-86.
Марка бумаги и толщина полиэтиленовой пленки должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на изделия конкретных видов. В случае размещения технической и сопроводительной документации внутри упаковки категорий КУ-3 и КУ-4 вместе с изделием второй пакет для документации можно не применять.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.5. В наружный пакет с документацией должен быть вложен вкладыш из бумаги или картона с четкой надписью на русском языке и языке, указанном в заказ-наряде внешнеторговой организации, "Техническая и сопроводительная документация", которую можно прочесть, не вскрывая пакета.
4.6. Для изделий, транспортируемых в неупакованном виде, техническую и сопроводительную документацию упаковывают в герметичный пакет из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-82 толщиной не менее 0,10 мм, Типы пакетов, прочность и герметичность сварных швов - по ГОСТ 12302-83.
4.7. Для изделий, транспортируемых в страны с тропическим климатом, один экземпляр упаковочного места должен быть уложен в герметичный пакет из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-82 толщиной не менее 0,10 мм. Типы пакетов, прочность и герметичность сварных швов - по ГОСТ 12302-83. Пакет дополнительно обертывается в бумагу по ГОСТ 8828-89или упаковывается во второй пакет из полиэтиленовой пленки качеством не ниже первого пакета и размещается в металлическом кармане по ГОСТ 24634-81. На кармане должна быть нанесена надпись "Упаковочный лист" на русском языке и на языке, указанном в заказе-наряде внешнеторговой организации.
Если в заказе-наряде внешнеторговой организации язык, на котором должна быть сделана надпись, не указан, допускается наносить ее на русском и английском языках.
4.6, 4.7. (Измененная редакция, Изм. № 1).
(Исключено, Изм. № 2).
Справочное
ПЕРЕЧЕНЬ
тары и вспомогательных упаковочных средств
1. Ящики:
дощатые крупного габарита с обшивкой древесноволокнистыми плитами;
решетчатые, включая обрешетки;
фанерные (толщина фанеры 3 мм);
из гофрированного или сплошного склеенного картона;
из древесноволокнистых материалов.
2. Барабаны:
фанерные (толщина фанеры не более 4 мм);
картонно-навивные;
металлические (толщина листовой стали не более 0,4 мм).
3. Мешки:
бумажные многослойные;
полиэтиленовые;
тканевые.
4. Бумажно-пленочная обертка.
5. Чехлы.
6. Связки.
7. Потребительская тара.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению
РАЗРАБОТЧИКИ
В.А. Данилевский, Г.М. Рудин, Л.П. Макагон
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 7 июня 1978 г. № 1546
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта, подпункта |
ГОСТ 9.014-78 |
1.5; 2.2 |
ГОСТ 1760-86 |
4.4 |
4.4 |
|
ГОСТ 7247-90 |
4.4 |
4.4 |
|
4.7 |
|
2.1.1; 4.4; 4.6; 4.7 |
|
ГОСТ 12302-83 |
2.1.1; 4.4; 4.6; 4.7 |
ГОСТ 14192-77 |
1.6 |
2.3; 2.4; 2.1.1; 4.3 |
|
4.3 |
|
ГОСТ 15846-79 |
1.11 |
ГОСТ 20519-75 |
1.8 |
2.9 |
|
ГОСТ 24370-80 |
2.1.1 |
1.10 |
|
ГОСТ 24634-81 |
2.1.1; 4.7 |
5. Ограничение срока действия снято по протоколу Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС2-93
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (август 1994 г.) с Изменением № 1, утвержденными в июне 1985 г. (ИУС 10-85), № 2, утвержденным в феврале 1989 г. (ИУС 5-89)