МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ВЯЖУЩИЕ
ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫЕ
НА ОСНОВЕ ДСТ
И ПОЛИМЕРАСФАЛЬТОБЕТОН
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ТУ 35-1669-88
(взамен ТУ 1669-84)
Москва 1988
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
УТВЕРЖДАЮ:
Начальник Главзапсибдорстроя
Минтрансстроя С.Ф.Чередников
4 апреля 1988г.
ВЯЖУЩИЕ
ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫЕ
НА ОСНОВЕ ДСТ И ПОЛИМЕРАСФАЛЬТОБЕТОН
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ТУ 35-1669-88
(взамен ТУ 1669-84)
Срок действия с 01.06.1988г.
до 01.06.1993 г.
СОГЛАСОВАНО: Главный инженер Главдорстроя М.Б. Левянт 4 апреля 1988r. Управляющий трестом "Тюмендорстрой" В.И. Марьин 15.01.1988г. Заместитель главного санитарного врача Союза ССР А.М. Заиченко Письмо № 121-14/476-5 от 26.02.73г. |
Директор Государственного всесоюзного дорожного научно-исследовательского института (Союздорнии) – головная организация по стандартизации - В.Г. Лейтланд 4.01.1988г. Зарегистрировано МЦСМ Госстандарта 005/016035 от 24.05.88 |
1988 г.
Постоянный рост требований к качеству дорожных покрытий, устраиваемых с применением битума, диктует необходимость повышения прочности, эластичности и теплостойкости вяжущих в широком диапазоне эксплуатационных температур. Союздорнии, начиная с 1968 г., проводит исследования и строительство участков дорожных, аэродромных и мостовых покрытий с применением полимерно-битумного вяжущего (ПБВ), полученного на основе дивинил-стирольных термоэластопластов (ДСТ), в различных климатических районах на объектах Главдорстроя и Главзапсибдорстроя Минтрансстроя, Минавтодора РСФСР, Минавтодора КазССР, МГА, Миннефтепрома.
Показаны значительные технологические и эксплуатационные преимущества применения нового материала при устройстве асфальтобетонных покрытий и поверхностных обработок по сравнению с битумом.
Выпущены "Методические рекомендации по применению полимерно-битумного вяжущего (на основе ДСТ) при строительстве дорожных, мостовых и аэродромных асфальтобетонных покрытий" (Союздорнии. М., 1988).
В настоящих Технических условиях изложены технология приготовления ПБВ, технические требования к готовому ПБВ, метод подбора состава асфальтобетонов на основе ПБВ.
Настоящие ТУ разработали канд. техн. наук Л.М. Гохман, инж. К.И. Давыдова.
Отзывы и замечания просьба направлять по адресу: 145900, Московская обл., г.Балашиха-6, Союздорнии.
Настоящие технические условия распространяются на полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) на основе дивинил-стирольного термоэластопласта (ДСТ), применяемые для приготовления полимерасфальтобетонных смесей, поверхностных обработок, подгрунтовок, заливки деформационных швов и трещин в покрытиях, и на полимерасфальтобетон, используемый для устройства покрытий, особенно в районах Севера и Сибири, районах с резко континентальным климатом, а также на объектах с повышенными динамическими воздействиями: мостах, аэродромах, дорогах I-III категорий, жестких основаниях, полосах примыкания к трамвайным путям.
Пример записи продукции при ее заказе: ПБВ на основе ДСТ и полимерасфальтобетон ТУ 35-1669-88.
1.1.1. Полимерно-битумные вяжущие на основе дивинил-стирольного термоэластопласта и полимерасфальтобетон должны соответствовать требованиям настоящих Технических условий.
1.1.2. В зависимости от вязкости ПБВ делятся на следующие марки: ПБВ 40/60, ПБВ 60/90, ПБВ 90/130, ПБВ 130/200, ПБВ 200/300.
1.1.3. ПБВ получают введением в битум 2-4% ДСТ по массе. В вязкие битумы ДСТ следует вводить в виде раствора в дизельном топливе, битумном сырье (гудроне) или жидком битуме. В маловязкие битумы (с глубиной проникания иглы при 25°С более 130×0,1 мм) ДСТ можно вводить как в виде раствора, так и в виде крошки.
Введение 2,3 и 4% ДСТ в виде раствора в дизельном топливе дает возможность получить ПБВ с температурой перехода в хрупкое состояние минус 25, минус 35 и минус 50°С соответственно. Для получения ПБВ с температурой перехода в хрупкое состояние минус 60°С в битум необходимо вводить до 6% ДСТ.
1.1.4. ПБВ приготавливают на асфальтобетонных заводах, оснащенных оборудованием по приготовлению раствора ДСТ и перемешивание его с битумом.
1.1.5. Для приготовления ПБВ используют битумы марок БНД, отвечающие требованиям ГОСТ 22245-76, или при отсутствии битумов марок БНД битумы марок БН; ДСТ 30-01 по ТУ 38 105267-80, ДСТ 30-Б по ТУ 38-40559-85 (группе I полностью, а группа II с характеристической вязкостью [h] не менее 1,2 дл/г); углеводородные растворители (дизельное топливо по ГОСТ 505-82, сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов по ТУ 58-101582-75, жидкий битум марок МГО 70/150 и МГО 150/200 по ГОСТ 11955-82); поверхностно-активные вещества катионного типа (адгезионная присадка БП-3 по ТУ 38 УССР 201170-78, коллектор АНП-2 по ТУ 6-02-1067-81, кубовые остатки аминов по ТУ 6-02-750-87).
1.1.7. Раствор ДСТ должен быть однородным. Нормальная работа шестеренчатого насоса типа Д-171 по перекачке раствора обеспечивается при его вязкости не выше 40 Па×с, условной вязкости 120 с (при истечении через отверстие диаметром 5 мм по ГОСТ 11505-74) при максимально возможной температуре нагрева растворителя (см. п.1.1.6). При этой температуре раствор ДСТ должен свободно стекать со стеклянной палочки.
1.1.8. Максимальная концентрация раствора ДСТ определяется нормальной работой шестеренчатого насоса (см. п.1.1.7) и максимально возможной температурой нагрева растворителя (см. п.1.1.6).
1.1.9. Для приготовления вязкого ПБВ крошку ДСТ следует подавать непосредственно в котлы и перемешивать до однородного состояния при максимальной рабочей температуре исходного битума (п.4.5).
Разжиженные ПБВ необходимо перед испытанием прогреть при t=120°С в слое 3 мм в течение 7 ч.
Наименование показателей |
Нормы по маркам |
Метод испытаний |
||||
ПБВ 200/500 |
ПБВ 130/200 |
ПБВ 90/130 |
ПБВ 60/90 |
ПБВ 40/60 |
||
Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при температуре, °С: |
|
|
|
|
|
|
25 (100 г, 5 с) |
201-300 |
131-200 |
91-130 |
61-90 |
40-60 |
|
0 (200г, 60 с), не менее |
60 |
40 |
35 |
28 |
22 |
|
Растяжимость, см, не менее, при температуре, °С: |
|
|
|
|
|
|
25 |
60 |
55 |
45 |
30 |
30 |
|
0 |
30 |
20 |
15 |
11 |
8 |
|
Температура размягчения, °С, не ниже |
40 |
44 |
47 |
50 |
54 |
ГОСТ 11506-75 |
Эластичность, %, не менее |
80 |
80 |
80 |
75 |
75 |
П.4.4 настоящих ТУ |
Испытание на оцепление с мрамором или песком |
Выдерживает по контрольному образцу № 2 |
ГОСТ 11508-74 (метод А) |
1.2.1. Для приготовления полимерасфальтобетонных смесей следует использовать ПБВ соответствующих марок (согласно настоящим ТУ), минеральные материалы по ГОСТ 9128-84.
Зерновой состав полимерасфальтобетонных смесей должен удовлетворять требованиям ГОСТ 9128-84, предъявляемым к асфальтобетонным смесям.
Для приготовления полимерасфальтобетонных смесей могут быть использованы как вязкие, так и разжиженные ПБВ сразу же после их приготовления. Применять следует ПБВ с таким содержанием ДСТ, которое обеспечивает температуру перехода вяжущего в хрупкое состояние, соответствующую минимальной зимней температуре эксплуатации конструкции, в которой оно применяется (см. п.1.1.3).
1.2.2. Температура перемешивания вязких ПБВ с минеральными материалами должна быть на 10°С выше, чем при использовании битумов аналогичной марки в соответствии с разд.9 СНиП 3.06.05-85.
1.2.3. Полимерасфальтобетонные смеси должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9128-84 для горячих и теплых асфальтобетонных смесей соответствующих марок.
1.2.4. Значения предела прочности полимерасфальтобетона при сжатии при 50°С допускаются на 10% ниже требуемых ГОСТ 9128-84.
1.2.5. Водонасыщение образцов полимерасфальтобетона должно находиться в пределах 1-2,5% и быть близким к нижнему пределу при устройстве покрытий на мостах.
2.1. При приготовлении и использовании ПБВ и полимерасфальтобетона необходимо руководствоваться правилами техники безопасности, предусмотренными СНиП 5.06.05-65; "Руководством по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий" (М.; Транспорт, 1978); "Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" (М.: Транспорт, 1978); "Инструкцией по использованию поверхностно-активных веществ при строительстве дорожных покрытий с применением битумов" ВСН 59-68 (М.: Оргтрансстрой, 1968); "Правилами и нормами техники безопасности и промышленной санитарии для окрасочных цехов" (М., 1965), учитывающими специфику работ с растворителями.
При применении дизельного топлива оборудование для приготовления ПБВ должно быть взрыво- и пожаробезопасным.
2.2. ПБВ на основе ДСТ разрешено для применения на основании письма Минздрава СССР № 121-14/476-5 от 26.02.1973 г. за подписью заместителя главного санитарного врача Союза ССР т.А.М. Заиченко.
3.1. Приемку готовой смеси следует производить партиями. Размер партии должен соответствовать сменной выработке одной установки для приготовления полимерасфальтобетонной смеси одного типа.
3.2. При использовании ПБВ необходимо контролировать:
качество исходных материалов, раствора ДСТ, ПБВ и асфальтобетона на основе ПБВ;
процессы приготовления раствора ДСТ, ПБВ, полимерасфальтобетонной смеси.
3.3. Качество ПБВ необходимо проверять при приготовлении каждой новой партии в соответствии с требованиями настоящих ТТ.
Для контроля однородности ПБВ следует 1 раз в смену определять его условную вязкость (С1080). Для определения степени пригодности раствора ДСТ определяют условную вязкость С5 раствора выбранной концентрации при температуре, принятой для закачки его в битум (см. п.1.1.7 настоящих ТУ).
3.4. Качество полимерасфальтобетона (соответствие требованиям ГОСТ 9128-84) следует проверять 1 раз в смену по методикам ГОСТ I280I-84.
3.5. Контроль качества полимерасфальтобетона следует проводить по следующим показателям:
водонасыщение;
набухание;
прочность при сжатии при температурах 20 и 50°С;
коэффициент водостойкости.
3.6. При подборе состава полимерасфальтобетонной смеси и при изменении качества какого-либо из компонентов ПБВ или смеси, наряду с показателями, перечисленными в п.3.5, следует определять: пористость минерального остова, остаточную пористость, прочность при сжатии при 0°С и коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении.
3.7. В процессе приготовления полимерасфальтобетонной смеси следует контролировать температуру раствора ДСТ и ПБВ в котлах через каждые 2-3 ч, температуру исходных минеральных материалов и самой полимер асфальтобетонной смеси на выходе из асфальтосмесителя.
3.8. Контрольные испытания качества полимерасфальтобетона в покрытии следует производить по водонасыщению, набуханию, пористости минерального остова и остаточной пористости, а также по коэффициенту уплотнения (по ГОСТ 9128-84 и СНиП 3.06.03-85).
4.1. Перед приготовлением ПБВ и полимерасфальтобетона следует проверить качество исходных материалов согласно действующим ГОСТам и нормативным документам (см. п.1.1.5 и 1.1.11 настоящих ТУ).
4.2. Качество ПБВ следует устанавливать стандартными методами, принятыми для оценки свойств дорожных битумов (см. п.1.1.10 настоящих ТУ). Кроме того, определяют однородность и показатель эластичности (Э), характеризующий способность ПБВ к обратимым деформациям (пп.4.3 и 4.4).
4.4. Эластичность Э определяют сразу после испытания образца ПБВ на растяжимость при 25°С (по ГОСТ 11505-75). После разрыва, не снимая образцы в формах со штифтов, в ванне дуктилометра с водой, доведенной до 35°С, через каждые 5 мин производят замеры длин обеих частей образца до прекращения изменения длины.
Эластичность ПБВ определяют по следующей формуле:
где Д25 - растяжимость, см;
l1 - сумма длин двух частей образца (по последнему замеру), см;
3 - константа прибора, см.
Расхождения между тремя параллельными определениями не должны превышать 10% наименьшего результата.
4.5. Качество готовой полимерасфальтобетонной смеси и полимерасфальтобетона следует определять по методикам ГОСТ 12801-84.
5.1. Хранить ПБВ при рабочей температуре допускается не более одной рабочей смены, а в охлажденном виде - неограниченное время. ПБВ транспортируют к месту применения в битумовозах или автогудронаторах.
5.2. Полимерасфальтобетонную смесь транспортируют к месту укладки автомобилями-самосвалами в соответствии с "Правилами перевозки грузов на автомобилях" (Минавтотранс РСФСР, 1979).
Каждая партия смеси, отгружаемой в каждый автомобиль, должна сопровождаться паспортом.
6.1. Приготовление, укладку и уплотнение полимерасфальтобетонных смесей следует осуществлять согласно СНиП 3.06.03-85.
6.2. В процессе строительства покрытия толщину слоя полимерасфальтобетонных смесей при укладке асфальтоукладчиком (с включенным трамбующим брусом) следует назначать на 30-35% больше проектной; эффективное уплотнение достигается при температуре смеси от 90 до 35°С.
6.3. При устройстве поверхностных обработок температура розлива ПБВ должна быть на 10°C выше температуры битума той же марки в соответствии с инструкцией ВСН 123-77 Минтрансстроя.
6.4. При устройстве покрытий контролируют:
температуру полимерасфальтобетонной смеси в каждом транспортном средстве, доставляющей смесь на место укладки;
толщину уложенного слоя и качество уплотнения;
качество швов в местах сопряжений полос;
коэффициент сцепления колеса автомобиля с поверхностью готового покрытия и его ровность.
6.5. Температура теплой и горячей полимерасфальтобетонных смесей на вязких ПБВ в асфальтоукладчике при укладке в конструктивный слой должна соответствовать ГОСТ 9128-84, а на разжиженных ПБВ - на 20°С ниже.
6.6. Качество полимерасфальтобетонной смеси, уложенной в покрытие, следует контролировать по результатам испытаний вырубок (кернов).
6.7. Готовое покрытие на полимерасфальтобетонной смеси должно отвечать СНиП 3.06.05-85.
7.1. Изготовитель гарантирует соответствие выпускаемых ПБВ и полимерасфальтобетонной смеси требованиям настоящих ТУ при соблюдении условий транспортирования и применения.
ГОСТ 9128-84 "Смеси асфальтобетонные дорожные и аэродромные и асфальтобетон. Технические условия".
ГОСТ 1501-78 "Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы".
ГОСТ 11503-74 "Битумы нефтяные. Метод определения условной вязкости".
ГОСТ 11505-75 "Битумы нефтяные. Метод определения растяжимости".
ГОСТ 11506-73 "Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по Кольцу и Шару".
ГОСТ 11508-74 "Битумы нефтяные. Метод определения оцепления битума с мрамором и песком".
ГОСТ 12801-84 "Смеси асфальтобетонные дорожные и аэродромные и асфальтобетон. Методы испытаний".
ГОСТ 11955-82 "Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия".
ГОСТ 22245-76 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия".
СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".
ТУ 38 101582-75 "Сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов".
ТУ 38 103267-80 "Термоэластопласты бутадиенстирольные".
ТУ 38 40359-85 "Термоэластопласт бутадиенстирольный ДСТ-30-Б" (группа I полностью, а группа II с [h] не менее 1,2 дл/г).
ВСН 59-68 "Инструкция по использованию поверхностно-активных веществ при строительстве дорожных покрытий с применением битумов".
ТУ 6-02-750-87 "Остатки кубовые при производстве аминов C17-C20".
ТУ 6-02-1067-81 "Коллектор АНП-2".
ТУ 38 УССР 201170-78 "Присадка адгезионная БП-3".
СОДЕРЖАНИЕ