ГОСТ 7328-2001
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ГИРИ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 310 «Приборы весоизмерительные»
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 19 от 24 мая 2001 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Беларусь |
Госстандарт Беларуси |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика |
Кыргызстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Таджикстандарт |
Туркменистан |
Главгосслужба «Туркменстандартлары» |
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 26 октября 2001 г. № 438-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 7328-2001 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 г.
4 ВЗАМЕН ГОСТ 7328-82
СОДЕРЖАНИЕ
4. Классификация, основные параметры.. 3 5. Общее технические требования. 4 8. Транспортирование и хранение. 10 |
ГОСТ 7328-2001
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ГИРИ
Общие технические условия
Weights. General specifications
Дата введения 2002-07-01
Настоящий стандарт распространяется на гири и наборы из них. Стандарт не распространяется на встроенные гири.
Требования разделов 4, 5, 8, 9, 10, пунктов 7.1, 7.1.1 настоящего стандарта являются обязательными, требования других пунктов являются рекомендуемыми.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 8.315-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения
ГОСТ 8.383-80* Государственная система обеспечения единства измерений. Государственные испытания средств измерений. Основные положения
* На территории Российской Федерации действуют ПР 50.2.009-94.
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 27.410-87 Надежность в технике. Методы контроля показателей надежности и планы контрольных испытаний на надежность
ГОСТ 2695-83 Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия
ГОСТ 3916.1-96 Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород. Технические условия
ГОСТ 3916.2-96 Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона хвойных пород. Технические условия
ГОСТ 9378-93 (ИСО 2632-1-85, ИСО 2632-2-85) Образцы шероховатости поверхности (сравнения). Общие технические условия
ГОСТ 11964-81 Дробь чугунная и стальная техническая. Общие технические условия
ГОСТ 12997-84 Изделия ГСП. Общие технические условия
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 15846-79 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
ГОСТ 24555-81* Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.568-97.
ГОСТ 24634-81 Ящики деревянные для продукции, поставляемой для экспорта. Общие технические условия
ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
3.1. В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1. номинальное значение массы (номинальная масса): Значение массы гири, округленное до одной значащей цифры.
3.1.2. действительное значение массы: Значение массы гири, полученное при ее последней поверке.
3.1.3. истинное значение массы: Значение, идеально характеризующее массу гири.
3.1.4. пределы допускаемой погрешности определения массы гири: Оцениваемые расчетным путем предельные границы возможных значений разности между действительным и истинным значениями массы гири.
4.1. Номинальное значение массы гири в килограммах должно соответствовать члену ряда 1 ´ 10n, 2 ´ 10n, 5 ´ 10n, где п - целое число от минус 6 до плюс 3 включительно.
4.2. В зависимости от нормируемых значений метрологических характеристик гири подразделяют на семь классов точности: El, E2, F1, F2, М1, М2, М3.
4.3. Пределы допускаемых отклонений действительного значения массы гири от номинального значения для гирь номинальной массой не более 20 кг при выпуске из производства и после ремонта приведены в таблице 1.
Таблица 1
Пределы допускаемых отклонений, ± мг, для гирь класса точности |
|||||||
E1 |
Е2 |
F1 |
F2 |
M1 |
М2 |
М3 |
|
1 мг |
0,002 |
0,006 |
0,020 |
0,06 |
0,20 |
- |
- |
2 мг |
0,002 |
0,006 |
0,020 |
0,06 |
0,20 |
- |
- |
5 мг |
0,002 |
0,006 |
0,020 |
0,06 |
0,20 |
- |
- |
10 мг |
0,002 |
0,008 |
0,025 |
0,08 |
0,25 |
- |
- |
20 мг |
0,003 |
0,010 |
0,030 |
0,10 |
0,3 |
- |
- |
50 мг |
0,004 |
0,012 |
0,04 |
0,12 |
0,4 |
- |
- |
100 мг |
0,005 |
0,015 |
0,05 |
0,15 |
0,5 |
1,5 |
- |
200 мг |
0,006 |
0,020 |
0,06 |
0,20 |
0,6 |
2,0 |
- |
500 мг |
0,008 |
0,025 |
0,08 |
0,25 |
0,8 |
2,5 |
- |
1 г |
0,010 |
0,030 |
0,10 |
0,30 |
1,0 |
3,0 |
10 |
2 г |
0,012 |
0,040 |
0,12 |
0,4 |
1,2 |
4,0 |
12 |
5 г |
0,015 |
0,050 |
0,15 |
0,5 |
1,5 |
5 |
15 |
10 г |
0,020 |
0,060 |
0,20 |
0,6 |
2 |
6 |
20 |
20 г |
0,025 |
0,080 |
0,25 |
0,8 |
2,5 |
8 |
25 |
50 г |
0,030 |
0,10 |
0,30 |
1,0 |
3,0 |
10 |
30 |
100 г |
0,05 |
0,15 |
0,5 |
1,5 |
5 |
15 |
50 |
200 г |
0,10 |
0,30 |
1,0 |
3,0 |
10 |
30 |
100 |
500 г |
0,25 |
0,75 |
2,5 |
7,5 |
25 |
75 |
250 |
1 кг |
0,5 |
1,5 |
5 |
15 |
50 |
150 |
500 |
2 кг |
1,0 |
3,0 |
10 |
30 |
100 |
300 |
1000 |
5 кг |
2,5 |
7,5 |
25 |
75 |
250 |
750 |
2500 |
10 кг |
5 |
15 |
50 |
150 |
500 |
1500 |
5000 |
20 кг |
10 |
30 |
100 |
300 |
1000 |
3000 |
- |
4.4. Пределы допускаемых отклонений действительного значения массы гири от номинального значения для гирь номинальной массой не более 20 кг, находящихся в применении, равны удвоенным значениям, приведенным в таблице 1.
4.5. Пределы допускаемых отклонений действительного значения массы гири от номинального значения для гири номинальной массой 20 кг параллелепипедной формы и гирь номинальной массой от 50 до 5000 кг включительно класса точности М1 при выпуске из производства и после ремонта, а также находящихся в применении приведены в таблице 2.
Таблица 2
Пределы допускаемых отклонений, г, для гирь |
||
при выпуске из производства и после ремонта |
находящихся в применении |
|
20 |
+ 2 |
± 2 |
50 |
+ 5 |
± 5 |
100 |
+ 10 |
± 10 |
200 |
+ 20 |
± 20 |
500 |
+ 50 |
± 50 |
1000 |
+ 100 |
± 100 |
2000 |
+ 200 |
± 200 |
5000 |
+ 500 |
± 500 |
4.6. Пределы допускаемой погрешности определения массы гирь по абсолютной величине составляют 1/3 значений пределов допускаемых отклонений, указанных в таблицах 1 и 2 для гирь при выпуске из производства и после ремонта.
(1; 2; 2; 5) ´ 10n кг,
(1; 1; 2; 5) ´ 10n кг,
(1; 1; 1; 2; 5) ´ 10n кг,
(1; 1; 2; 2; 5) ´ 10n кг,
где п - целое число от минус 6 до нуля.
Допускается в качестве наибольшей гири дополнительно включать в набор гирю номинальной массой 1 ´ 10n+1 кг.
Примеры условных обозначений:
гири с номинальным значением массы 500 г класса точности F1:
Гиря 500 г F1 ГОСТ 7328-2001
набора гирь от 1 мг до 1 кг класса точности Е2:
Набор (1 мг - 1 кг) Е2 ГОСТ 7328-2001
условной гири с номинальным значением массы 200 г класса точности F2:
Гиря У 200 г F2 ГОСТ 7328-2001
5.1. Гири следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
5.2.1. Гири номинальной массой от 1 до 500 мг включительно, а также изготовленные по специальному заказу номинальной массой 1000 мг должны выполняться в виде плоских многоугольных пластин или проволочек, изогнутых в форме, образованной строго определенным количеством прямолинейных участков. Гири в виде пластин должны, а гири в виде проволочек могут иметь хвостовики для захвата с помощью пинцета. Формы многоугольников и количество прямолинейных участков проволочек в зависимости от номинального значения массы гири приведены в таблице 3.
Таблица 3
Форма многоугольника |
Количество прямолинейных участков проволочек (без хвостовика) |
|
1, 10, 100, 1000 |
Треугольник |
1 |
2, 20, 200 |
Квадрат |
2 |
5, 50, 500 |
Пятиугольник |
5 |
5.2.2. Гири номинальными значениями массы от 1 г до 20 кг включительно должны выполняться в виде цилиндра с головкой, цилиндра без головки, усеченного конуса с головкой, усеченного конуса без головки, а также в виде условных гирь с радиальным вырезом. Гири номинальной массой 20 кг класса точности М1, кроме того, выполняют в форме параллелепипеда с приспособлением для захвата.
5.2.3. Форма гирь номинальной массой более 20 кг, а также форма условных гирь должны соответствовать рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
5.2.4. Размеры гирь устанавливают на рабочих чертежах, утвержденных в установленном порядке.
5.3. Подгоночная полость
5.3.1. Подгоночная полость не допускается для гирь классов точности El, Е2, а также для гирь номинальной массой от 1 мг до 10 г включительно классов точности F1, F2, M1, M2.
5.3.2. Объем подгоночной полости должен быть не более 1/5 общего объема гири.
5.3.3. При первичной поверке гирь не менее 2/3 объема подгоночной полости должны быть не заполнены.
5.3.4. Размеры подгоночной полости устанавливают на рабочих чертежах, утвержденных в установленном порядке.
5.3.5. Подгоночная полость для гирь классов точности F1 и F2 должна плотно закрываться резьбовой пробкой с последующей фиксацией закрепительным штифтом. Подгоночная полость для гирь классов точности Ml, М2 и М3 должна плотно закрываться цилиндрической пробкой, при этом форма полости и конструкция пробки должны исключать возможность проваливания пробки.
5.4. Материал гирь
5.4.1. Гири должны быть изготовлены из металла или металлического сплава.
5.4.2. Относительная магнитная проницаемость материала гирь не должна превышать следующих значений: 1,01 - для гирь класса точности Е1; 1,03 - для гирь класса точности Е2; 1,05 - для гирь класса точности F1, а также класса точности F2 номинальной массой от 1 до 10 г включительно; 1,1 - для прочих гирь.
5.4.3. Плотность материала гирь должна соответствовать указанной в таблице 4.
Таблица 4
Плотность материала гири, 103 кг/м3, класса точности |
|||||||
E1 |
Е2 |
F1 |
F2 |
M1 |
М2 |
М3 |
|
До 20 мг включ. |
Св. 2,64 |
- |
|||||
От 50 до 500 мг включ. |
6,32 - 10,90 |
4,40 - 10,90 |
Св. 2,64 |
- |
|||
От 1 до 20 г включ. |
7,84 - 8,17 |
7,50 - 8,55 |
6,60 - 10,10 |
6,40 - 10,60 |
6,40 - 10,60 |
7,00 - 9,50 |
|
Св. 20 г |
7,94 - 8,06 |
7,81 - 8,20 |
7,40 - 8,70 |
6,40 - 10,60 |
6,40 - 10,60 |
7,00 - 9,50 |
5.4.4. Плотность материала для заполнения подгоночной полости гирь классов точности F1 и F2 не должна отличаться от плотности материала гири более чем на ± 10 %. Для остальных гирь в качестве подгоночного материала следует применять стружку черных металлов, техническую дробь из чугуна по ГОСТ 11964.
5.4.5. Пробка, закрывающая подгоночную полость гирь классов точности F1, F2, М1, М2, М3, кроме чугунных, должна быть изготовлена из того же материала, что и гиря. Допускается изготовлять пробки для гирь классов точности F2, М1, М2, М3 из латуни, алюминия или алюминиевого сплава. Для чугунных гирь пробка должна быть изготовлена из стали.
5.4.6. Параметры шероховатости поверхности гири не должны превышать значений, приведенных в таблице 5.
Таблица 5
Значение для класса точности, мкм |
|||||
E1 |
Е2 |
F1 |
F2 |
M1 |
|
Ra |
0,063 |
0,160 |
0,25 |
0,80 |
1,60 |
Rz |
0,50 |
1,00 |
2,0 |
5,0 |
10,0 |
5.5. Средний полный срок службы гирь - не менее 10 лет.
Критерии предельного состояния - износ гири, при котором невозможна ее подгонка на соответствие требованиям 4.3 или 4.5 для гирь при выпуске из производства и после ремонта, наличие сколов и трещин.
транспортной тряски с ускорением 30 м/с2 при частоте ударов от 80 до 120 в минуту;
температуры окружающей среды от минус 60 до плюс 50 °С;
относительной влажности (95 ± 3) % при температуре 35 °С.
5.7. Подгонка
5.7.1. Гири классов точности Е1 и Е2, а также гири номинальной массой от 1 мг до 10 г включительно классов точности F1, F2, М1, М2 подгоняют путем удаления материала с помощью шлифовки или полировки.
5.7.2. Гири в виде тонких пластин или проволочек подгоняют путем обрезания, шлифовки или полировки.
5.7.3. Гири, имеющие подгоночную полость, подгоняют путем ее заполнения в соответствии с 5.3.3 и 5.4.4.
5.8. Маркировка
5.8.1. На гири классов точности Е1 и Е2, условные гири, а также на все гири номинальной массой менее 1 г номинальное значение массы и обозначение класса точности наносить не следует.
5.8.2. На гирях номинальной массой от 1 до 500 г включительно номинальное значение массы следует указывать в граммах, на гирях номинальной массой 1 кг и более - в килограммах.
5.8.3. На гирях номинальной массой 1 г и более классов точности F1, F2, M1, М2, М3, выполненных в виде цилиндра или усеченного конуса, номинальное значение массы и другие обозначения наносят следующим образом:
- на головку, если гиря с головкой;
- на верхнюю поверхность, если гиря без головки.
На гирях номинальной массой от 500 г до 10 кг классов точности M1, M2, М3 упомянутых форм допускается наносить обозначения на боковую поверхность.
На верхнюю поверхность условных гирь наносят значение условной массы в килограммах и отношение номинальной массы к условной.
Место нанесения обозначений на гири других форм устанавливают на рабочих чертежах, утвержденных в установленном порядке.
5.8.4. На гири классов точности F1 и F2 следует наносить номинальные значения массы без указания единицы физической величины.
5.8.5. На гири классов точности М1, М2 и М3 следует наносить номинальные значения массы с обозначением единиц «г» или «кг» соответственно.
5.8.6. На гири класса точности F1 обозначение класса точности не наносят, на гирях класса точности F2 класс точности обозначают символом «F».
5.8.7. На гирях класса точности М1 класс точности обозначают символом «М», на гирях класса точности М2 - символом «М2», на гирях класса точности М3 - символом «М3» или «X».
5.8.8. Для отличия гирь одной и той же номинальной массой, входящих в набор в двух экземплярах, в центре головки (верхней поверхности, если гиря без головки) одной из них наносят точку.
Для отличия гирь одной и той же номинальной массой, входящих в набор в трех экземплярах, в центре головок (верхних поверхностей, если гири без головок) двух из них наносят: на одну - точку, на другую - две точки.
5.8.9. Маркировка гирь классов точности F1, F2 должна быть выполнена гравировкой, а гирь классов точности М1, М2 и М3 - механическим клеймением.
5.8.10. На табличке, закрепляемой на наружной крышке футляра для гирь, должны быть нанесены:
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение гири или набора гирь;
- порядковый номер изделия по системе нумерации предприятия-изготовителя;
- год изготовления;
- знак Государственного реестра по ГОСТ 8.383 (если гири внесены в Государственный реестр средств измерений);
- надпись «Сделано в» с указанием страны-изготовителя (для гирь, предназначенных для экспорта).
Допускается наносить порядковый номер изделия и год изготовления на внутреннюю поверхность футляра, в том числе для гирь, предназначенных для экспорта.
5.8.11. Надписи и обозначения, наносимые на футляр, должны быть выполнены любым способом, обеспечивающим четкость, контрастность и механическую прочность изображения в течение всего срока службы гирь.
5.8.12. Транспортная маркировка - по ГОСТ 14192.
Для гирь, предназначенных для экспорта, транспортная маркировка дополнительно должна соответствовать требованиям контракта на поставку.
5.9.1. Гири должны быть уложены в футляры из дерева лиственных пород по ГОСТ 2695, фанеры по ГОСТ 3916.1, ГОСТ 3916.2 или пластмассы, выполненные по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
5.9.1.1. Для гирь класса точности Е1 футляры изготовляют только из дерева.
5.9.1.2. Влажность дерева должна быть не более 6 %.
5.9.2. Футляры для отдельных гирь и наборов должны соответствовать следующим требованиям:
- для каждой гири должно быть предусмотрено отдельное гнездо;
- внутренняя поверхность футляра для гирь классов точности E1, E2, Fl, F2 должна быть оклеена бильярдным сукном;
- футляр должен быть снабжен замком;
- гнезда для гирь номинальной массой менее 1 г должны прикрываться пластинкой из стекла или его заменителей.
5.10.1. Перед упаковыванием гири подвергают временной противокоррозионной защите по ГОСТ 9.014 для изделий групп I-1 и I-2.
Для районов с умеренным и холодным климатом используют вариант временной защиты ВЗ-0 и упаковочные средства УМ-1 и УМ-4 при варианте внутренней упаковки ВУ-5.
5.10.2. Гири номинальной массой менее 50 кг и наборы из них упаковывают в деревянные ящики, выполненные по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
5.10.3. Упаковка гирь для транспортирования в районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы - по ГОСТ 15846.
5.10.4. Гири, предназначенные для экспорта, упаковывают в ящики по ГОСТ 24634.
5.11.1. В комплект к отдельным гирям и наборам должны входить:
к наборам, содержащим гири номинальной массой от 1 до 500 кг, - пинцет и кисточка;
к наборам, содержащим гири номинальной массой от 1 до 500 г, - пинцет, кисточка и перчатка из хлопчатобумажного материала;
к гирям номинальной массой 1, 2 и 5 кг - перчатка из хлопчатобумажного материала;
к гирям номинальной массой 10 кг и более - две перчатки из хлопчатобумажного материала;
к гирям классов точности El, Е2, F1, F2 номинальной массой 20 кг - вилка из дерева лиственных пород.
5.11.2. К гирям и наборам гирь должны быть приложены:
классов точности El, Е2 - свидетельство о поверке или сертификат о калибровке в соответствии с нормативными документами по поверке;
классов точности F1, F2, М1 - паспорт по ГОСТ 2.601;
классов точности М2, М3 - этикетка по ГОСТ 2.601.
6.1. Для проверки соответствия гирь и наборов гирь (далее - изделий) требованиям настоящего стандарта и рабочим чертежам проводят следующие испытания:
- приемосдаточные;
- периодические;
- типовые;
- для целей утверждения типа средства измерений и на соответствие утвержденному типу;
- поверку или калибровку.
6.2. При приемосдаточных испытаниях каждое изделие должно быть проверено на соответствие требованиям 4.3, 4.5 настоящего стандарта.
Изделие считают выдержавшим испытания, если оно соответствует всем проверяемым требованиям.
6.3. После приемосдаточных испытаний изделия подвергают поверке по нормативным документам* или калибровке.
* На территории Российской Федерации - по ПР 50.2.006 [1].
6.4. Периодические испытания на соответствие всем требованиям разделов 4, 5 настоящего стандарта и рабочих чертежей проводят не реже одного раза в три года. Испытаниям подвергают изделия, отобранные из числа прошедших приемосдаточные испытания, в количестве не менее чем: по три гири - из числа гирь номинальной массой до 1 г, по три гири - из числа гирь номинальной массой от 1 до 500 г и по три гири - из числа гирь номинальной массой 1 кг и более каждого класса точности.
Результаты испытаний считают положительными, если все образцы соответствуют всем проверяемым требованиям.
При несоответствии хотя бы одного образца изделий конкретного класса точности и номинальной массы хотя бы одному из требований проводят повторные испытания удвоенного количества таких изделий.
Результаты повторных испытаний считают положительными, если все образцы соответствуют всем проверяемым требованиям.
Результаты повторных испытаний считают окончательными.
6.5. Типовые испытания проводят при внесении изменений в материалы, конструкцию или технологию изготовления изделий для оценки их эффективности и целесообразности. Испытаниям подвергают не менее трех образцов изделий, прошедших приемосдаточные испытания, по программе, утвержденной в установленном порядке.
6.6. Испытания для целей утверждения типа средства измерений и на соответствие утвержденному типу проводят в соответствии с нормативными документами**.
** На территории Российской Федерации - в соответствии с ПР 50.2.009 [2].
Методы и средства испытаний, указанные в настоящем стандарте, при обеспечении требуемых точности и условий измерений могут быть заменены другими, согласованными в установленном порядке.
Применяемые для контроля средства измерений должны быть поверены по нормативным документам*, а испытательное оборудование аттестовано по ГОСТ 24555.
* На территории Российской Федерации - по ПР 50.2.006 [1].
7.1.1. Испытания по 7.4, 7.5, 7.7 - 7.11 проводят при нормальных климатических условиях.
Нормальные климатические условия характеризуются следующими значениями климатических факторов:
- температура окружающего воздуха (20 ± 5) °С;
- относительная влажность воздуха от 30 % до 80 %;
- атмосферное давление от 84,0 до 106,7 кПа (от 630 до 800 мм рт. ст.).
Гирю считают выдержавшей испытание, если отклонение действительного значения массы гири от номинального значения находится в пределах, установленных в 4.3 или 4.5 для гирь при выпуске из производства и после ремонта, а значение погрешности определения массы гири - в пределах, установленных в 4.6.
7.3. Определение плотности материала гирь следует проводить методом гидростатического взвешивания с погрешностью в пределах ± 1 % по методике выполнения измерений, аттестованной и утвержденной в установленном порядке.
Плотность материала для заполнения подгоночной полости гирь классов точности F1, F2 проверяют по сертификату предприятия-поставщика.
Гирю считают выдержавшей испытание, если значения плотности материалов находятся в пределах, установленных в 5.4.3 и 5.4.4 соответственно.
7.4. Определение шероховатости поверхности гирь следует проводить сравнением с образцами шероховатости по ГОСТ 9378, аттестованными, утвержденными и зарегистрированными в соответствии с ГОСТ 8.315.
Гирю считают выдержавшей испытание, если поверхность гири не хуже поверхности образца.
Гирю считают выдержавшей испытание, если полученное значение относительной магнитной проницаемости не превышает значений, установленных в 5.4.2.
7.6. Испытания гирь в упаковке для транспортирования на воздействие транспортной тряски, повышенной и пониженной температур, повышенной влажности проводят в соответствии с ГОСТ 12997 при параметрах испытательных режимов по 5.6.
Испытания на воздействие транспортной тряски проводят на ударном стенде по методу испытаний на многократные удары по ГОСТ 12997 при пиковом ускорении 30 м/с2 или перевозкой гирь автомобильным транспортом по булыжным и грунтовым дорогам на расстояние от 50 до 250 км со скоростью до 40 км/ч.
При испытаниях на воздействие повышенной и пониженной температур, повышенной влажности время выдержки гирь в климатических камерах должно быть не менее 6 ч. После испытаний гири вынимают из камер и выдерживают в упаковке для транспортирования при температуре (20 ± 5) °С в течение не менее 12 ч.
Перед началом осмотра после каждого вида испытаний гири выдерживают в распакованном виде (в футлярах) в нормальных климатических условиях по 7.1.1 в течение не менее 12 ч. Затем проводят проверку внешнего вида гирь и футляров в нормальных условиях по 7.1.1, определяют действительное значение массы и погрешность определения массы гирь по 7.2.
Гирю и футляр считают выдержавшими испытание, если их внешний вид соответствует требованиям рабочих чертежей, а отклонение действительного значения массы гири от номинального значения находится в пределах, установленных в 4.3 или 4.5 для гирь при выпуске из производства и после ремонта, а значение погрешности определения массы гири - в пределах, установленных в 4.6.
Гирю считают выдержавшей испытание, если ее маркировка и упаковочные средства соответствуют требованиям 4.8, 5.8 и 5.10 настоящего стандарта и рабочих чертежей.
7.8. Средний полный срок службы определяют путем обработки статистических данных, полученных в условиях подконтрольной эксплуатации, по методике, разработанной в соответствии с ГОСТ 27.410 и утвержденной в установленном порядке.
7.9. Форму гирь, подгоночную полость, укладку, комплектность проверяют внешним осмотром, сравнением с требованиями настоящего стандарта и рабочих чертежей и по сертификатам предприятий-поставщиков.
Размеры контролируют любыми пригодными по точности средствами измерений. Погрешности измерений не должны превышать установленных ГОСТ 8.051.
Гирю или набор гирь считают выдержавшими испытание, если они соответствуют требованиям 4.7, 5.2, 5.3, 5.9, 5.11 настоящего стандарта и рабочих чертежей.
7.10. Материалы гирь, пробки, материал для заполнения подгоночной полости проверяют по сертификату предприятия-поставщика.
Гирю считают выдержавшей испытание, если материалы соответствуют требованиям 5.4.1, 5.4.4, 5.4.5 настоящего стандарта.
7.11. Способ подгонки гирь проверяют по технологической документации.
8.1. Изделия в упаковке для транспортирования следует перевозить в закрытых транспортных средствах в соответствии с правилами, действующими на транспорте данного вида.
8.2. Условия транспортирования в районы с умеренным и холодным климатом наземным транспортом должны соответствовать условиям хранения 5, водным и воздушным - условиям хранения 3 по ГОСТ 15150.
8.3. Условия хранения изделий классов точности Е1, Е2, F1, F2, M1 - 1, но при температуре от 10 °С до 30 °С, классов точности М2 и М3 - 2 по ГОСТ 15150.
8.4. Срок хранения изделий в упакованном виде без переконсервации не должен превышать 5 лет.
9.1. Гири классов точности Е1, Е2, F1, F2 эксплуатируют в помещениях при относительной влажности окружающего воздуха от 30 % до 80 % и температуре от 10 °С до 35 °С. Допускается в технически обоснованных случаях устанавливать в конструкторской документации более узкий диапазон температур.
Гири классов точности М1, М2 и М3 эксплуатируют при температуре окружающего воздуха от минус 30 до плюс 50 °С.
9.2. Изменение температуры воздуха в помещении при взвешивании в течение 1 ч не должно превышать 0,5 °С для гирь классов точности Е1, Е2, F1 и 2 °С - для гирь классов точности F2, M1.
9.3. При эксплуатации гири должны быть аккуратно уложены в гнезда футляра.
10.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие изделий требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения.
Гарантийный срок эксплуатации изделий - 18 мес со дня их продажи, но не более 24 мес со дня их выпуска.
10.2. Гарантийный срок эксплуатации изделий, предназначенных для экспорта, - 12 мес с момента проследования их через Государственную границу, но не более 24 мес со дня их выпуска.
(справочное)
Ключевые слова: гири; наборы; номинальное, действительное значения массы; погрешность; класс точности; подгоночная полость